М.К. Магомедова. Эпический текст: проблемы и перспективы изучения. “Личность как выражение эпохи в прозе Фазу Алиевой”.
Как известно, предметом познания литературы является человек и окружающий его мир. Изучение человека есть, прежде всего, изучение личности. Проблема личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследования. Однако весь спектр вопросов, поднимаемых в нашей статье, сводится к выявлению некоторых особенностей прозы народной поэтессы Дагестана Ф. Алиевой в изображении личности человека и установлению их обусловленности культурно-историческим контекстом.
Изменение социально-экономических исторических условий каждой эпохи приводит к изменению, трансформации обстоятельств, характеров, личностей, их идеалов, ценностей, нравственных ориентиров людей, что отражается и в художественной культуре людей. Это влияние времени мы наблюдаем и в творчестве Ф. Алиевой. Расцвет прозаического творчества Ф. Алиевой приходится на 60-80-е годы, что совпадает со временем развития и расцвета социалистического строя нашей страны, и продолжает развиваться до сегодняшнего дня. Ее творческий путь во многом отразил духовно-нравственное становление советского поколения, заявившего о себе в 60-80-е годы, где она воплощает нужную идею, связывает и решает необходимые ей цели и проблемы. На пороге XXI века появляются книги трагического звучания, которые можно характеризовать как книги-кличи, книги-зовы о сохранении человеческой личности, мира и жизни на земле.
Наиболее яркими книгами Ф. Алиевой, получившими особое признание в советский период, явились «Судьба» (1966), «Комок земли ветер не унесет» (1967), «Родовой герб» (1970), «Родники рождаются в горах» (1971), «Роса выпадает на каждую травинку» (1973), «Орел точит клюв о камень» (1974), «Корзина спелой вишни» (1975), «Восьмой понедельник» (1978), «Когда взрослеют сыновья» (1984) др. Здесь же надо отметить ее произведения, вышедшие в постсоветский период. Это – «Краса ветвей зависит от корней» (1997), «Излом» (1998), «Не прерванный полет» (2001), «Таинственное свечение» (2003), где говорится о боли и потерях человека, о трагизме и состоянии родного края, современного мира.
Теория личности, складывающаяся в прозаическом творчестве Фазу Алиевой, тесно связана с общим строем развития дагестанской литературы советского и постсоветского периодов, с ее тематикой, проблематикой, эстетическими идеалами. Все ее творчество отражает художественные и идейные искания писателей XX и начала XXI веков. Одними из главных проблем становятся проблемы формирования личности, ее соотношение с миром, проблемы ценности и сохранения человеческой жизни. Если выстроить в ряд все ее прозаические произведения советского периода получится схема, которая показывает процесс становления советского человека, коммуниста, личности горца. То есть, это были герои, отвечающие духу времени, советский тип личности. Эти герои воплощали в себе лучшие черты своего времени. А в постсоветский период личность писателя, как и личность героя, претерпевают изменения. Проблемы человека, отраженные как в прозе, так и в поэзии, другие, иные идеи формы. Здесь уже идет борьба писателя за сохранение жизни человека, мира на земле. Неизменным остается ее глубокий лиризм, насыщенное лиризмом слово Алиевой.
В этих произведениях выражаются специфические черты и особенности манеры повествования Ф. Алиевой, где целостно оформляются взгляды писателя на модель мира и концепцию личности. Литературный герой Фазу Алиевой – это личность горца и горянки в контексте развития советского общества. Его образ чувствования, мышление видоизменяется сообразно с общественностью и национально-этническими принципами, историческим состоянием общества, общественно-экономической формацией, в котором он находится. Ее герои приобретают типические черты человека развитого социалистического общества.
Как и во всей дагестанской прозе Ф. Алиева стремится откликнуться на актуальные жизненные вопросы. Она поднимает проблемы семьи, женщины, счастья, труда, становления личности, роли личности в борьбе за идеи, то есть, показа современника во всем многообразии.
Мы вкратце остановимся на таких вопросах, как каков он герой Фазу в прозе, что присуще ему, что общего, особенного, национального, что характерно, что отличает ее героев, что унаследовали от предков, чем порождены поступки действия, что приобретенного вследствие чего приобретено, влияние среды и обстоятельств, социальные детерминации личности и какими художественными средствами пользуется автор.
Основными героями в прозе Ф.Алиевой выступают горцы, в которых выражены самые существенные черты человеческой личности – личности горца и горянки. В образах современников тружеников, героев войны и труда, ученых, врачей, земледельцев, пахарей, каменотесов, строителей, животноводов, агрономов, ткачей и других обыкновенных сельских тружеников выявляется эстетический идеал современного горского человека. Писательница стремится создать тип личности, соответствующий идейно-эстетическим потребностям эпохи, во всей его жизненной достоверности, правдивости, реальности, во всей полноте и многомерности. Перед нами предстают общественно активные личности, которые многогранно раскрывают глубоко человеческую сущность горцев. Человек в прозе Ф. Алиевой представляется как типическая, ярко индивидуальная личность. Часто произведения Ф. Алиевой вбирают в себя ее жизненную судьбу, жизненный путь; биография героя иногда совпадает с жизненными ситуациями, с биографией писателя.
Лирическая героиня питает в себе, как свой личный опыт, так и все существенное в героях времени. Выражая «саму себя», лирическая героиня выражает проблему века, проблему героя и представляет личность горцев и горянок. Объективная действительность, реальные герои, «пропущенные через человеческое «я» писателя и художественно оформленные, пленяют и приближают читателя к ее произведениям. В задумках, рассказах, монологах, притчах, преданиях автора читатель узнает себя, свои думы и переживания, свои существенные черты.
В рассказах, повестях и романах, в Ф. Алиевой рассуждениях о смысле человеческой жизни, о женской судьбе, о назначении человека, о любви, о труде, о Родине, дружбе, о взаимоотношениях человека, в отражении природы – во всем на первый план выступает человеческая сущность горца и горянки, их личностное, существенное, принципиальное, типическое и индивидуальное.
Как мы знаем, художественная правдивость социалистического реализма требовала от писателя воссоздания процесса «созревания» и вырастания героя на всех путях его нелегкой жизни, которые, в конечном счете, и формируют человека, его мировоззрение. Аналогично Фазу Алиева сосредоточивает свое внимание на процессе формирования и складывания мировоззрения действующих лиц и делает это с максимальным приближением к реальной жизни горцев. Не стереотипно горское общество, неоднозначны и горцы. Но автор исследует горское общество через образы горцев в их обыденной жизни, в их повседневных делах, в быту, в их социально-нравственном аспекте и видит, как в глуби веков, в недрах патриархального общества стали прорастать черты нового, светлого, доброго, что привнесла советская эпоха. Сугубо горское, национальное, индивидуальное сливается воедино и обнаруживается в характерах современных горцев.
Можно сказать, Фазу Алиева взяла на себя трудную задачу раскрыть исторические корни национального характера горского духа, образа мышления и делает это, максимально используя фольклорные формы, сюжеты, мотивы, все, в чем таится народная душа и мудрость. Она раскрывает именно те национальные черты, которые, проявляясь национально, по сути своей общечеловечны.
То, что человек строитель и созидатель своего и чужого счастья, мира на земле общее для всей нашей страны. Писательница прославляет человека труда, человека – патриота, человека – гуманиста. Как мы отмечали, это герои, отвечающие духу времени, прочный нравственный фундамент которых лежит в основе человеческой сущности. Коммунистическая мораль вбирала в себя основные общечеловеческие нравственные нормы. На этой же основе раскрываются национальные и сугубо личностные черты характера горцев, мы видим, как автор стремится раскрыть глубинные черты народного национального характера.
Если раньше Ф. Алиева раскрывает черты или качества личности в типических обстоятельствах, или же показывает, как происходит процесс формирования социалистической личности, какие они советские люди, то на пороге XXI века ее герои уже сложившиеся личности, точнее это реальные живые лица, которых знают в народе, но судьбы их трагичны. Здесь уже идет борьба за сохранение той личности, идет борьба за мир и покой в этой стране. Видимо, это выражается попыткой писательницы осмыслить, понять так время, новые условия жизни человека в XXI веке, и попыткой понять, что же происходит с личностью в новых условиях, сложившихся в постсоветский период.
В ходе своего художественного поиска писательница обращается к различным жанровым структурам: роману, повести, рассказу, новелле, автобиографической прозе, очерку.
Социально-исторические изменения, произошедшие в обществе, изменили жизнь народа, отразились на жизни человека, нашли художественное воплощение в произведениях писателей. В последние десятилетия ее книги наполнены страхом, острой болью, отчаянием людей, растерянностью перед катастрофами современной эпохи, трагизмом. В них передается боль, и трагедия времени, которая не обходит сегодня почти никого. Когда в могучей и мощной в недавнем прошлом стране создался вакуум бездуховности, культа денег, увеличился разгул преступности, гибнут безвинные люди, Фазу Алиева оказывается там, где скорбь, потеря, горе. В чутком слове художника находит отражение действительность сегодняшнего дня. Она глубоко понимает человека, переживает за него и через слово передает весь трагизм состояния родного края, современного мира. Она откликается на самые острые, трагические события в республике, стране, изнутри высвечивая художественным словом всю трагедию человечества.
В книгах Ф. Алиевой «Излом», «Краса ветвей зависит от корней», «Не прерванный полет», «Таинственное свечение», вышедших на русском языке, в выступлениях и статьях, наиболее глубоко и ярко, реально отражаются катаклизмы времени и трагизм современного человека. Перед нами встает личность самой Фазу Алиевой, рассказывающей о времени и о себе, о том, как тяжело переносить человеку смерть близких, родных, каково матерям терять сыновей. Одной из главных задач лиризма Фазу Алиевой является раскрытие внутреннего мира человека, его душевного состояния, переживаний. Во всех этих книгах она описывает боль и скорбь матерей, потерявших сыновей, ту потерю материнской души, которая равновелика потери всех матерей.
Такими идеалами, благородными личностями в этих книгах выступают реальные лица, которые знает каждый дагестанец, и они известны многим людям. Это Али – сын самой Фазу, Гамидов Абдулгамид – финансист, Умаханов Шамиль – спортсмен, Захаров Курбан – генеральный директор сотовой связи. По словам Ф. Алиевой, это были мужественные сыны Дагестана с «высокой пробой». Удачно отмечает она и то: «Чтобы состоялся человек, личность – нужны яркие, достойные, мужественные черты характера. Когда произносят имя человека, вспоминают о его характере, качествах, достоинствах». Находим мы эти качества и в героях ее книг.
Трагические произведения конца двадцатого века Ф. Алиевой отличаются глубокими психологическими обобщениями, эзотерическими надеждами и насыщены лиризмом. Она очень тонко и точно передает трагизм конкретного человека. Она обращается к святыням и Всевышнему, ко всему миру, людям: «О скольких матерей сделал несчастными и печальными двадцатый век – век железа и атома! Скольких сыновей унесли Гражданская и Отечественная войны, война в Афганистане!… Но более страшны и более жестоки необъявленные войны внутри страны, потому что эти войны братоубийственны». Мы видим, как трагическое состояние человека раскрывается в этих произведениях не только субъективно выразительно, но и объективно изобразительно. Растерянность, безысходность современного человека мы находим в авторских непосредственных обращениях. «Бедные матери и молодые вдовы! Посмотрите, сколько их вокруг нас!». Как быть, когда «привычный мир разрушен до основания, что впереди – неясно, настоящее полно тревоги», «гляжу вперед как в пустоту». Мрачная неизвестность грядущего обусловлена нынешним состоянием государства и общества, и эта боль за страну активно интонирует в ее произведениях последних лет. «Я как поэт, как дочь Дагестана переживаю за нашу республику, за каждого убитого молодого человека» – находим в ее строках.
Это глубокое трагическое звучание произведений Ф. Алиевой вызвано реальностью сегодняшнего дня, потому что в обществе трагедии и беды стали частыми, обычными типичными явлениями жизни. Это невозможно понять, но приходится принять эту действительность. Особо концентрирует внимание читателя глобальность поставленной проблемы, трагичность XX века.
Фазу Алиева доводит до читателя мысль, о том что самое ужасное, что может произойти в мире, – это войны и смерть людей. Это объявленные и необъявленные войны, внутренние и внешние, роковые потери которых невосполнимы ничем. И самые опасные – это внутренние, необъявленные войны, которые безвозвратно уносят от нас наших детей, потому что они братоубийственны.
Прямое обращение Ф. Алиевой ко всем живущим на земле дает возможность говорить об этих произведениях как о книгах-призывах, книгах-кличах, книгах-зовах. Это зов души матери, поэта, писателя, женщины, патриота, человека к добру, нравственности. Призыв ценить самое дорогое, что есть на земле – жизнь, свою и близких.
Взволнованное содержание книг, стиль художественного повествования, характеризуют их как произведения лирического содержания, точнее как лирическую прозу. Всю материнскую боль до читателя доносят авторские описания, размышления, пересказы, лирические монологи, лирические отступления, притчи, предания, риторические вопросы – все, чем насыщено слово автора. Сама жизненная ситуация, действия и поступки, раскрытие характеров как бы уходят на второй план, главное – это непосредственное переживание. Наиболее важным становится не описание и не развитие сюжета, а настроение, переживание, повышенная эмоциональность, порою экспрессивность. В них звучат реальные, естественные исповедальные интонации. Крупным планом проступает трагедия, вызванная потерей близкого человека, и вызванные им глубокое настроение, переживание, повышенная эмоциональность и экспрессивность.
Народные истоки питают всю прозу Фазу Алиевой. Целый ряд приемов создания образов, многообразие изобразительно-выразительных средств, широкое использование народной лексики, легенд, преданий, притч, сказок, анекдотов, пословиц, поговорок делают ее прозу национально насыщенной, увлекательной, выражающей всю суть народного национального характера горца и жизнь аула. Богат язык прозы Фазу Алиевой, ее сугубо национальная стилистическая форма, приемы и обороты речи, средства словесного изображения, те элементы, которые большей частью трудно переводимы на другой язык, и выражают сугубо горский смысл. Сжатые, меткие и образные выражения характеризуют самих героев, их стремления, настроения, обобщают обстоятельства, выражают суть горца. Все это создает своеобразный стилистический рисунок речи героя, дополняет, обогащает, рисует его внешний и внутренний неповторимый облик. В ее прозе стянуты далекое и близкое, прошлое и настоящее, реальное и вымышленное, разные эпохи, разные личности, разные художественные формы, разные формы выражения.
Конечная цель прозы Фазу Алиевой на рубеже веков – прославление добра, гуманизма, человечности и духовности. Весь трагизм современного человека она передает через видение, чувства, ощущения лирической героини. Но каждое выражение индивидуального, конкретного трагического состояния созвучно идентично общему, характерному, типичному, существенному в жизни каждого современного человека. Она выплескивает все, чем болеет сердце каждого из нас. Трагическое индивидуальное, связанное с конкретными чувствами отдельных людей, конкретными событиями, смертью молодых ребят, подняты силой таланта Ф. Алиевой до общего звучания.