ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА ЖАДОВСКАЯ
1824 – 1883 г.г.
В 1824 году в селе Субботине Ярославской губернии в семье дворянина, председателя Ярославской палаты гражданского суда Валериана Жадовского родилась дочь Юлия. Рождение долгожданного ребенка принесло семье не только радость, но и огорчение: девочка родилась без левой руки и с тремя пальцами на правой.
Но такие дети особенно дороги родителям, и Юлия с первых дней была окружена заботой и вниманием. Недолго длилось безмятежное детство ребенка. Когда девочке было три года, умерла ее мать. Отец отвез дочь к бабушке в село Панфилово Костромской губернии. У бабушки была хорошая библиотека, и Юлия, в пять лет пристрастилась к чтению. Книги, мир родной природы, любовь бабушки – все это способствовало формированию характера впечатлительной девочки, развитию ее творческих наклонностей.
В пятнадцать лет Юлия переезжает в Кострому к тетке А.И.Корниловой-Готовцевой, довольно известной в то время провинциальной писательнице, печатавшейся в ‘Московском телеграфе’, ‘Сыне Отечества’. Она обучала племянницу иностранным языкам, знакомила с отечественной и зарубежной литературой. Юлию отдали учиться в Костромской пансион для дочерей дворян, но учение там было недолгим: застенчивой девушке с физическими недостатками было нелегко находиться в казенном учебном заведении.
В 1840 г. она вернулась в Ярославль к отцу, который решил дать ей хорошее домашнее образование. В качестве педагога пригласили учителя гимназии П.М.Перевлесского, впоследствии известного филолога, профессора Александровского лицея. Он обнаружил в Юлии поэтический талант и помог развить его. Три года продолжались эти занятия. Учитель и ученица подружились, возникло взаимное чувство. Но отец Юлии был категорически против брака дочери с разночинцем (Перевлесский был сыном рязанского дьячка). Она не смогла воспротивиться воле отца, и влюбленные расстались навсегда.
Долго залечивалась огромная душевная рана Юлии. Ее переживания нашли широкое отражение в лирическом цикле о любви. Стихотворения ‘Ты скоро меня позабудешь’, ‘Я, все еще его, безумная, люблю’, ‘Взгляд’, ‘Прощай’, ‘Никто не виноват’, ‘Признание’, ‘Да, я вижу – безумство то было’ обращены к Перевлесскому. Два первых, положенные на музыку М.И.Глинкой и А.С.Даргомыжским, стали известными романсами.
Нельзя сказать, что в любовной лирике Жадовской лишь прямая автобиографичность. В ней слышны и социальные мотивы, поскольку сама любовная коллиция – любовь дворянки к разночинцу – имела социальную направленность. Истоки печали в ее лирике не только в личной трагедии, но и в понимании несправедливости и несовершенства окружающей жизни. В ее стихотворениях заметна связь с традициями отечественной поэзии, с народным песенно-поэтическим творчеством.
Народно-песенные традиции развивает поэтесса в стихотворении ‘Нива’, положенном на музыку А.Гречаниновым и ставшем популярной песней, в стихотворениях ‘Я люблю смотреть в ясну ноченьку’, ‘Не бросай ты цветов’, ‘Тот, кого любила’. Она чувствует дух народной поэзии, ее задушевность, напевность, особый лиризм.
Испытала Жадовская и влияние прогрессивной поэзии 40-50-х годов – ее творчество не стояло особняком в литературной жизни России того времени. Книги были утешением Жадовской в тяжелые годы разрыва с любимым человеком, и в них она черпала душевные силы. Особенно любимы были Пушкин, Лермонтов, Вяземский, Некрасов, Отец везет Юлию в Москву, Петербург, где она знакомится с И.Тургеневым, П.Вяземским, Н.Некрасовым. Вскоре ее стихи появляются в журналах ‘Москвитянин’, ‘Русский вестник’, ‘Библиотека для чтения’. В 1846 г. выходит первый сборник ее стихотворений, в 1858 – второй. Под влиянием поэзии Некрасова в творчестве Жадовской начинают звучать гражданские, общественные мотивы.
Поэтессу всегда тянуло к людям, думавшим о народном благе и стремившимся послужить народу верой и правдой. Она была знакома с сыном декабриста И.Д.Якушкина – членом организации ‘Земля и воля’, которого называла ‘рыцарем без пятна и упрека’, помогла становлению молодого ярославского поэта-демократа Л.Н.Трефолева, который по ее совету открыл воскресную школу для народа.
Современные Жадовской критики не обошли стороной ее творчество. Белинский во ‘Взгляде на русскую литературу 1846 года’ упрекал поэтессу в отходе от реальной действительности. Но он был знаком лишь с ранними ее стихотворениями, и имя ее упоминается здесь мимоходом, в связи со статьей В.Майкова о ней. Добролюбов, отмечая общую грустную тональность лирики Жадовской, указывал, что грусть проистекает ‘из источника более глубокого, нежели какие-нибудь мечтательные или личные раздражения. Ее сердце, ее ум, действительно, наполнены горькими думами, которых не хочет или не умеет разделять современное общество. Ее стремления, ее требования слишком обширны и высоки, и немудрено, что многие бегут от поэтического призыва ее души, страдающей не только за себя, но и за других’. По мнению Д.Писарева, в стихах Жадовской ‘нет ни претензии на эффект, ни желчи, ни сатирических выходок; в них отразилась мягкая истинная душа женщины, которая понимает несовершенство жизни и грустит молча и безропотно’. Оба критика высоко ценили безыскустность и задушевность поэзии Ю.Жадовской.
Не нужно думать, что ее творчество ограничивалось лишь поэзией. Она писала и прозу. В художественном отношении ее прозаические произведения слабее поэтических. Романы ‘В стороне от большого света’ (1857), ‘Женская история’ (1860), повести ‘Простой случай’ (1847), ‘Переписка’ (1848), ‘Неприятная жертва’ (1849), ‘Сила прошедшего’ (1851), ‘Отсталая’ (1861) посвящены проблемам любви, брака, женской эмансипации. В них правдиво описаны быт, нравы, круг интересов поместного дворянства. Прозе ее не достает психологизма, в ней есть излишне сентиментальные сцены, диалоги преобладают над действием. Но искренность чувств и переживаний героев несомненна. Заметны здесь и автобиографические мотивы, особенно в любовных драмах, возникших на почве социального неравенства.
С 1862 г. Жадовская отказывается от литературной деятельности: она выходит замуж за пожилого доктора К.И.Севена, овдовевшего и оставшегося с большой семьей, и всецело отдается воспитанию детей. Пять лет самоотверженно ухаживает за тяжело больным отцом и мужем. После их смерти в 1870 г. Жадовская переезжает в свое имение -село Толстиково Костромской губернии, где почти безвыездно проживает до самой смерти в 1883 г:
К сожалению, об этой талантливой поэтессе и замечательной женщине почти ничего не написано. Видимо, мы не воздаем должное пламенным созидателям, строителям храма нравственности в человеческой душе – людям, преодолевшим замкнутый в себе мир чувств, готовым ощутить страдания ближних больше, чем свои собственные. А жаль! Именно к таким людям безусловно принадлежит Юлия Валериановна Жадовская – поэт, писатель, Человек.
Александр Макеев,
профессор Московского государственного социального института
* * *
Тихо я бреду одна по саду,
Под ногами желтый лист хрустит,
Ветер льет предзимнюю прохладу,
О прошедшем лете говорит.
Говорит увядшими цветами,
Грустным видом выжатых полей
И холодными сырыми вечерами,-
Всей печальной прелестью своей.
Так тоска душе напоминает
О потере наших лучших дней,
Обо всем, чего не возвещает
Эта жизнь – жестокий чародей!
Поэт и прозаик Юлия Валериановна Жадовская (1824 – 1883)
родилась на Волге в старинной дворянской семье и всю свою жизнь, за исключением не очень продолжительных наездов в Москву и Петербург, прожила в провинции. Однако имя ее было хорошо известно в литературных кругах, она состояла в дружеских отношениях со многими писателями, ее творчество пользовалось вниманием читателей и критиков. Крупнейшие композиторы сочиняли романсы на ее стихи, некоторые из них популярны и поныне: “Ты скоро меня позабудешь (1845) М.И.Глинки, “Я все еще его, безумная, люблю” (1846) А.С.Даргомыжского.
Ю.В.Жадовская получила неплохое гуманитарное образование, с детства увлекалась литературой и рано начала сочинять стихи, что было естественным для одаренной, чувствительной и склонной к рефлексии натуры. Стремление излить душу в творчестве обусловили и некоторые драматические обстоятельства жизни Жадовской. Будучи от рождения калекой (у нее не было левой руки, а на правой не доставало двух пальцев), она очень тяжело переносила свою участь и обостренно, порой болезненно воспринимала окружающее. В юности на ее долю выпало еще одно нелегкое душевное испытание. Она полюбила своего домашнего учи теля, который оказал большое влияние на ее духовное развитие. Чувство было взаимным, но отец не дал согласия на их брак.
Пережитые страдания определили характер лирики Ю.В.Жадовской, окрашенной в печальные, трагические тона. Ее стихотворения интимны, в них преобладают мотивы несостоявшейся любви, недостижимости счастья, безысходности, покорности судьбе, но при этом в них нет излишней экзальтации, их отличают сдержанность и чувство собственного достоинства. Не случайно современники увидели в поэзии 1О.В.Жадовской историю тоскующей, но мужественной и непокорившейся женской души.
Отзывы о стихах поэтессы были достаточно доброжелательными, но многие из писавших о них, особенно критики революционно-демократического толка, советовали автору избавиться от романтизма и отвлеченности и обратиться к проблемам жизни, в частности к положению женщины в обществе.
Не без воздействия этих советов, а также общих настроений эпохи Ю.В.Жадовская решила попробовать себя в прозе. В своих повестях и романах она пыталась представить различные типы женских характеров в их столкновении с окружающей действительностью и как бы проигрывала возможные варианты женских судеб. Поскольку писательница была убеждена, что главным мерилом глубины и силы женской души может быть только испытание любовью, то в центр своих прозаических сочинений она неизменно ставила любовную коллизию.
Стремясь к объективности Ю.В.Жадовская старалась уйти от собственного мироощущения и душевного опыта, но это ей не удавалось. Ее проза, в сущности, повторяет и развивает ведущие темы лирических произведений, но при этом она многословна, схематична, в ней немало аффекта и вместе с тем риторики. Успеха она почти не имела. Расстроенная этим, писательница оставила литературное поприще.
Наиболее крупное из прозаических сочинений Ю.В.Жадовской – роман “В стороне от большого света” (1857). Он в значительной степени автобиографичен, в основу его сюжета легли ее воспоминания о детских годах, проведенных в имении бабушки, и история ее юношеской любви.
Повесть “Отсталая” (18б1) – характерный образец произведений писательницы, созданных в период ее увлечения идеями и проблематикой шестидесятых годов XIX века.
О.В.Николаева