Танирберген Калилаханов
Писатель, журналист, исследователь жизни и творчества Акын – Сары
Опера Мукана Тулебаева «Биржан-Сара» всегда вызывает у зрителей чувство глубокой благодарности к искусству. И, как обычно бывает, после представления начинаются разговоры о музыке, исполнительском мастерстве артистов.
Но не все знают, что образы Биржана и Сары – не только плод фантазии поэта или композитора, в отличие от других литературных героев, они реальны.
Акын-сара родилась в Семиречье в 1878 году, в семье крестьянина – бедняка. Беспросветной была жизнь казахской бедноты до октябрьской революции. Женщины-казашки, запуганные различными бытовыми, религиозными обрядами, не пользовались правами человека, а продавались как вещи, за калым.
Феодально-байские законы давали мужчине право на многоженство. Шестидесятилетний старец мог купить 15-16-летнюю девушку. Такая участь постигла и Сару. Отец ее умер рано. Малолетняя девочка с братом и старой матерью вынуждены были наняться на поденную работу к зажиточным родственникам. Мать чинила кошмы, выделывала овечьи шкуры. Сара с братом собирала топливо. Жилось трудно.
Единственным утешением были песни. Их пели подруги за работой. Ритм труда определял ритм песни. Саре были понятны бесконечные напевы женщин, собирающих хворост. Грустные, унылые протяжные, они бередили сердце. Сара заучивала песни, а когда выпадало свободное время, уходила далеко в степь и тихо, чтобы не спугнуть притаившегося суслика, вела мелодию. Учиться бы ей, но школ не было. А муллы обучали только тех, чьи родители платили за учебу. Школой для Сары стала жизнь.
В казахском роду сакай племени найман, откуда вышла поэтесса, многие сочиняли стихи и песни. Сара тоже быстро научилась слагать песни и выступала в паре со взрослыми девушками. Но хотелось самой запеть во весь голос и выпустить песню на простор.
Во время одного их первых самостоятельных выступлений жалко одетую Сару кто-то спросил: «Кто ты и как тебя зовут?». Девушка ответила песней:
-Я дочь Тастанбека,
Зовут меня Сара…».
И всегда, где бы она не выступала, эти строки были неизменным вступлением к дальнейшему поэтическому повествованию Она пела о том, что ее сиротские глаза утонули в слезах, не успев наглядеться на белый свет, о жестокой судьбе девушки-казашки. Ее поэтический голос крепчал с каждым днем. Ей еще не было и двенадцати, когда над древними кочевьями зазвучали гордые слова:
«…Пусть сородичи не унижают меня, как сироту, – это не моя вина.
Я готова дать отпор любому, ибо я знаю их грехи…».
Младший брат отца Сары Жайсанбек работал по найму в ауле Турысбека – крупного феодала. Турысбек скупал оптом товары у своих зажиточных соседей и перепродавал их, получая огромные прибыли. Свои экономические преимущества Турысбек сочетал с духовной властью – он ездил в Мекку и получил там духовный сан – кажи.
В хозяйстве Турысбека высоко ценился некий Жиенкул – человек физически неполноценный. За него и сосватали Сару. Сватовство было скреплено по обычаю того времени – кровью белой овцы и чтением благословения из корана. Чтобы как – то облегчить свое горе, она взяла домбру и песней молила сородичей защитить ее от жестокого Турысбека:
«Мне тринадцать лет, но мне уже уготована могила.
В пору юности мое сердце поражено отравленной стрелой.
Помогите родные! Какой смыл жить мне, сиротке!
О мой народ, у тебя я ищу спасения,
подобно мальку, спасающейся от акулы…».
В пикете «Абдра» жил почтовый ямщик Павел. Казахи его звали Паул жамщик. Старик много раз помогал семье Сары и не раз рассказывал, что в невыносимых условиях живет не только казахская беднота, но и русская. Он советовал Саре бороться за свое освобождение.
Но для того, чтобы публично обличать существующие порядки, бывать на тоях, обрядовых вечерах, нужно иметь хотя бы сносную одежду. Подруги помогают Саре приобрести платье.
Теперь Сара не только выступает самостоятельно, но и участвует в поэтических состязаниях с акынами – мужчинами.
Однажды один из известных акынов того времени Арсалан приехал в род кенже и пригласил Сару для айтыса.
Пользуясь присутствием знатных людей своего рода, Сара первой начала петь о том, что мучило ее:
« Слушай народ, горе мое:
Я пою как жаворонок,
Не находя в своем народе
Веточку, чтобы отдохнуть.
Зачем же скрывать свое несчастье?
Ведь вы сами отняли мое будущее.
Неужели не оказалось ни одного джигита
В племени матай и садыр,
Кого я бы могла выбрать?
Зачем вы отдали меня
На поругание старому уроду?
По вашей вине брошена
На мою шею стальная цепь,
А моя гордая голова
Крепко привязана к столбам Турысбека…».
От автора: подстрочный перевод с казахского языка).
Слушая эту рвущуюся из сердца песню, глубоко взволнованный Арсалан отказался от состязания. Айтыс не состоялся.
Люди пытались уговорить Турысбека дать девушке свободу. Но надменный богач не согласился.
Сара знала, что едва ей исполнится шестнадцать лет, она станет женой ненавистного Жиенкула, поэтому упорно искала подходящий случай выступить перед самим Турысбеком. В это время поэт Арип Танирбергенов, работавший переводчиком русского консула в Чугучаке, решил помочь Саре освободиться от пут калыма. Арип был близко знаком с Абаем и Биржаном и воспользовался приездом последнего в Семиречье.
Весной 1896 года знаменитый акын Биржан – сал в сопровождении Арипа и девяти всадников прибыл в аул Турысбека, перекочевавшего на летние пастбища к подножию горы Ешки-Олмес, где ныне расположен колхоз им. Абая Аксуского района.
Народ радушно встретил акына и его спутников. На склоне горы был разбит специальный, богато украшенный разноцветными коврами шатер Биржана. Люди из племени матай и садыр, уже откочевавшие к подножию Джунгарских гор, съехались послушать прославленного Биржан –сала.
Биржан – сал рассказал найманам о том, что он приехал увидеть и послушать знаменитую певицу.
Сара подошла к Биржану в сопровождении четырех дочерей Турысбек-кажи. Биржан песней пригласил девушку к себе и попросил рассказать о своем горе.
В присутствии Турысбек – кажи Сара запела о том, что с тринадцати лет сдружилась с домброй и с тех пор не встречала акынов, равных себе по силе. Не раз она защищала честь своего рода в айтысах, однако ее мастерство до сих пор не оценили по достоинству. Во второй части своего выступления Сара обратилась к Турысбек –кажи:
«Простите меня, кажи – аке,
но я не могу молчать:
женщины, у которой нет права на собственную свободу,
как предмет мелочной торговли,
покупаются кем угодно за бесценок.
Я давно мечтала рассказать вам о своей судьбе,
ведь вы видели дом справедливости Мекку
и вам должно быть ясно,
что насилие надо мной не что иное, как грех.
Дайте мне свободу,
расторгните сватовство с Жиенкулом».
Потом запел Биржан. Его песня лилась широко и свободно:
«Высоко твое мастерство, Сара,
и сам Турысбек –кажи должен дать
справедливый ответ на твою просьбу.
Странно, почему род Тастемира
бросает свою дочь в огонь!».
Песня взволновала, подняла людей, послышались крики, требующие освобождения Сары. Чтобы не опозориться перед Биржан-салом Турысбек был вынужден изменить свое решение. Поднявшись, он произнес молитву, что Сара свободна от брачных уз с Жиенкулом. Обрадованные милостью отца, дочери Турысбека поздравляли и целовали Сару. Крепкий, плечистый джигит подошел к Саре, поздравил ее и, держа рваный тумак под мышкой, стал на колени перед Биржаном.
– Рахмет, ага, сизге еки дуниеде разымын, – что означало – он будет благодарен Биржану на этом и на том свете. Широкоскулое, покрытое густым загаром лицо джигита сияло радостью.
Аплодировала публика, улыбался Биржан. И только Турысбек сидел в глубоком раздумье. Потом, когда стихла толпа, он поднялся еще раз и напомнил о требованиях обычаев и обрядов.
– «Сара свободна от Жиенкула, но согласно закону амангерства она должна выбрать себе жениха среди джигитов племени каптагай».
Песня, спетая Сарой на склонах Ешки-Олмеса, со скоростью аргымака облетела казахскую степь и стала любимой песней всех девушек и женщин –казашек.
Дальнейшая жизнь Сары сложилась трагично. Согласно обычаю амангерства Сара не могла выйти замуж за джигита из другого рода. Поэтому многие мужчины-каптагайцы считали себя законными женихами Сары и вели жестокую борьбу между собой.
– Хорошо помню, – говорит Дамеш Досбаева, колхозница колхоза им. Ильича Талды-Курганского района, – как мой отец Бейсетбай, которому минуло пятьдесят лет хотел жениться на певице. Он бил мою мать за отказ дать Саре девичий головной убор, заказанный для меня.
Сара долго не давала согласия на замужество. В ту пору поэт Арип Танирбергенов, заканчивая поэму «Айтыс Биржан-сала и с Акын Сарой»
неоднократно напоминал Турысбеку о его обещаниях предоставить свободу Саре. Арип сам собирался обратится к девушке с предложением. В архивах найдено письмо, адресованное Саре, в котором поэт в стихах объяснялся в любви и просил девушку не обмануть его надежды.
Но мечта Арипа так и осталась мечтой. Чем дальше Сара упорствовала, отказываясь выйти замуж за «своих», тем больше росло недовольство власть имущих. Влиятельная знать высказывала мнение о возможном побеге Сары с одним из джигитов другого племени, и Турысбек усилил слежку за девушкой, запретил чествовать ее как поэтессу. В таких условиях Сара не могла выйти замуж за джигита из другого рода.
Арип, обремененный обязанностями государственной службы, не мог часто навещать Сару и довольствовался тайной перепиской с нею.
Но у Сары была своя тайна. Она направила Арипу ответное письмо в стихах, где иносказательно говорила о том, что обязана другому, помогавшему ей в жизни с детства.
В пору, когда Сара жила в ауле Тастемира, она подружилась с подростком – сиротой Кусембаем, пасшим ягнят волостного управителя Арная. И куда бы ни кочевала семья Сары, Кусембай был постоянно с ними. Это объясняется еще и тем, что Кусембай – выходец из племени кедес, родственного племени Тастемира, откуда вышла Сара. Родственник по племени, друг по сиротской жизни, он был как бы членом семьи Сары. Потом он работал в пикете «Абдра» у русского ямщика Павла – возил почту.
В годы отчаянной борьбы акын-Сары за свое освобождение Павел и Кусембай были ее опорой. Кусембай и Сара мечтали о том, чтобы совместно прожить всю жизнь и любить друг друга. Но Кусембай был не только бедняк, но и чужак, не пользующийся правами амангерства. Поэтому с любимой он встречался тайно: в случае малейшего подозрения многочисленные амангеры могли не только жестоко наказать Кусембая, но и привязать к позорному столбу Сару.
Влюбленные продолжали скрывать свои отношения даже тогда, когда Сара забеременела. Теперь ее ждал позор или смерть. Сара выбрала третий путь.
По совету Кусембая она вышла замуж за каптагая Бекбая, сына бая из племени тасыбай. А несчастный Кусембай погнал табун лошадей Турысбека на озеро Балхаш, где во время сильного бурана забрел в болото и замерз.
Весть о смерти Кусембая еще больще подорвала здоровье Сары. У нее открылся туберкулез. В1916 году она умерла, не дождавшись освобождения и получения своих прав.
Девушка –поэтесса осталась в памяти народа и сейчас занимает достойное место в искусстве и литературе. Казахстана. Идя навстречу желаниям современников и внуков акын-Сары, сессия бывшего Капальского райсовета депутатов трудящихся приняла решение – воздвигнуть памятник поэтессе на центральной усадьбе колхоза имени Абая, расположенного на северном склоне горы Ешки-Олмес, где состоялась историческая встреча с акыном Биржан-салом.
Источник: литературно-художественный и общественно-политический иллюстрированный журнал союза писателей Казахстана «Простор», июнь 1968г., №6, Алма-Ата.
Материал предоставлен Гульшой Танирбергеновой