Афоризмы – Амрита-сутры

Оригинал материала находится по адресу:
amma.org.ru/amritasutra.htm

Афоризмы – Амрита-сутры

Когда Амма говорит, Она часто использует иллюстрации и притчи, чтобы помочь нам постичь утончённость Её духовной вести. В этом разделе содержится собрание афоризмов и красочных аналогий Аммы, которые – при надлежащем рассмотрении – помогут нам наслаждаться красотой жизни.

Бог

Присутствие Бога
“Говорить, что нет Бога, – это всё равно что говорить “у меня нет языка” вашим собственным языком”.
“Бог очень близок к вам, и именно поэтому вы не можете видеть Его. Разве вы можете увидеть собственное лицо без помощи зеркала? И разве возможно увидеть наше изображение в зеркале, если зеркало полностью покрыто пылью? Позаботьтесь о вытирании частиц пыли и очистке зеркала; тогда, несомненно, вы сможете увидеть”.
“Поиск Бога за пределами нас самих похож на попытку поймать рыбу посредством осушения океана. Поэтому становитесь интроспективными (занимайтесь самоанализом) и обращайте свой взор внутрь”.

Памятование Бога

“Постоянным памятованием Бога, так же, как змея сбрасывает свою старую кожу, мы можем освободить себя от всех оков и переродиться прямо в этом теле. Даже если вы забываете поесть, не забывайте думать о Нём”.
“Если неподалёку находится место для отдыха, то простая мысль о том, что багаж, который вы несёте, скоро может быть разгружен, облегчает бремя. Таким же образом, когда мы думаем, что Бог рядом, все наши трудности уменьшаются”.
“Птица-мать будет думать о птенцах в гнезде, даже когда она улетает в поисках пищи. Подобным образом вы должны удерживать сосредоточение своего ума на Боге, в то время как вы заняты всяческой мирской деятельностью”.
“В тот момент, когда вы вспоминаете своих родителей, родственников, друзей или вашу любимую пищу, вы видите их вашим мысленным взором. Вы должны выстроить подобную привязанность к Богу. Это цель джапы, медитации и сатсанга”.
“Так же, как цвет чернил исчезает, когда к чернилам добавляется много воды, постоянным памятованием Бога индивидуальный ум растворяется в универсальном уме”.
“Горькая бутылочная тыква (горлянка) теряет свою горечь, если её замачивать в сахарном сиропе в течение некоторого времени. Аналогичным образом негативный ум будет очищен, если думать о Боге неустанно”.
“Мы теряем нашу силу через мирские удовольствия, но благодаря постоянному памятованию Бога наш ум становится сильнее”.
“Если вы продолжаете наливать воду в бутылку с чернилами, их цвет медленно исчезает, пока наконец вы не достигнете такого момента, когда вы не можете сказать, были ли в бутылке вообще какие-то чернила. Таким же образом, когда ум расширяется благодаря постоянному памятованию Бога, ощущение индивидуальности растворяется и в конечном счёте исчезает. Индивидуальный ум становится вселенским умом”.
“Автобус-экспресс останавливается только в ограниченном числе мест и достигает конечной цели поездки без задержек. Постоянное памятование Бога подобно путешествию на автобусе-экспрессе”.

Всепронизывающий

“Внешние формы и цвета различных обёрток на леденцах могут отличаться, но внутренняя сущность всех леденцов – одна и та же. Аналогичным образом запредельный принцип, стоящий за различными формами и красками внешнего мира, один и тот же”.
“Кольцо, браслет и серёжки сделаны из золота. Если вы смотрите на их внешние формы, вы видите только эти формы; если вы посмотрите глубже, вы сможете увидеть золото, служащее субстратом их всех”.
“Уберите границу между двумя полями, и тогда будет только одно поле. Границы и разделения искусственны и созданы человеком. Зрите Единое во всём”.
“Когда мы прекращаем обмахиваться ручным веером, поток воздуха останавливается. Но это не означает, что нет воздуха. Когда лампочка перегорает или вентилятор перестаёт вращаться, это не означает, что нет электричества. Бог всюду”.
“Каким бы именем вы ни называли её, божественная Энергия – одна и та же. Бог – не кто-то, кто отвечает, только если Он слышит звук определённого зова. Он пребывает в наших сердцах”.
“Актёр играет много ролей, но остаётся одним и тем же человеком. Бог подобен этому. Различны Его имена и формы, но Он – Один, стоящий за всем”.
“Есть ли какое-нибудь различие между электрическим током, который проходит через холодильник, лампу и вентилятор? Нет, отличаются только объекты. Точно так же каждый человек понимает Бога согласно своей культуре и формам поклонения”.
“Есть дамба посреди озера. Озёр два, но если бы дамбы не было, то было бы только одно озеро. Эта дамба – невежество или майя. Двойственность только кажется реальной”.
“У нас есть руки, ноги, глаза, нос и т.д., но разве эти различные органы – не части нашего собственного тела? Подобно этому зрите всё видимое как конечности Бога”.

Осознание Бога

“Получите ли вы хоть сколько-нибудь молока, сжимая уши коровы? Можете ли вы сказать, что молоко присутствует во всех частях её тела? Только её вымя содержит молоко, и мы получим его только в том случае, если будем доить её. Это правда, что Бог всюду, но чтобы действительно осознать Его, мы должны соединиться с Ним через духовные практики и садхану”.
“Не каждый, кто участвует в лотерее, выигрывает первый приз. Приз достаётся одному из миллионов. Осознание Бога похоже на это; только один из миллиона получит его”.
“Мирские удовольствия похожи на леденец, который сейчас даёт сладость, но позже разрушает ваши зубы. Если вы постигли Бога, вы можете наслаждаться сладостью всё время – и в этом нет ничего плохого для зубов!”

Предание себя

“Что будет, если доктор говорит пациенту прийти к нему только после того, как тот выздоровеет? Бог – это Тот, Кто очищает ум. Примите прибежище в Нём и преподнесите Ему всю грязь вашего ума. Только Он может очистить вас”.
“Когда мы сели в поезд, разве мы продолжаем нести наш груз и жаловаться на его тяжесть? Примите прибежище в Нём и предайте всё”.

Милость Бога

“Разве не бесполезно обвинять других, если мы не можем смотреть телевизор из-за того, что не включили его? Милость Бога всегда течёт к нам, но чтобы обрести её благо, мы должны быть настроены на Его мир (сферу)”.
“Какой смысл сидеть в комнате, все двери и окна которой закрыты, и жаловаться на темноту, в то время как солнце ярко сияет снаружи? Если мы просто откроем двери наших сердец, мы можем получить милость, которую Бог постоянно изливает на нас”.

Наши ошибки

“Бог дал проницательность и различение людям, чтобы воздерживаться от совершения любых ошибок. Мы должны пользоваться проницательностью и различением. Есть и поле, и семя. Взращивайте заботливо и пожинайте плод”.
“Доктор предписывает нам тоник для бодибилдинга. Если мы игнорируем его предписание и выпиваем весь бутыль сразу, он не ответственен за наше разрушенное здоровье. Таким же образом Бог не ответственен за наши ошибки”.
“Если мы ведём машину небрежно и попадаем в аварию, можем ли мы обвинять в этом бензин? Как можно обвинять Бога в нашей небрежности?”

Чистота сердца

“Разве нужно давать воду реке, чтобы утолить её жажду? Принимая прибежище в Боге, именно мы обретаем чистоту сердца, и с чистым сердцем мы можем постоянно наслаждаться состоянием блаженства”.
“Трудно увидеть отражение солнца в грязной воде, но в чистой воде можно легко увидеть его образ. Точно так же только чистые сердцем могут переживать Бога”.

Любовь Бога

“Никто не любит никого больше, чем любит себя. Когда мы не получаем счастье, которое мы ожидаем от друга, наш друг становится нашим врагом. Только Бог любит нас бескорыстно”.

Любовь к Богу

“Наполняя резервуар, вы доставляете воду всем трубам, присоединённым к нему. Если вы будете поливать водой корни дерева, она достигнет всех ветвей. Таким же образом, любя Бога, мы любим всех и каждого. Один и тот же Бог пребывает внутри каждого”.

Форма Бога

“Подобно тому как океан поднимается в ответ на притяжение луны, Бог может принимать любую форму по Своему желанию в зависимости от нужд преданных”.

Свет Бога

“Бог не нуждается ни в чём от нас. Разве солнце нуждается в свете свечи? Бог похож на солнце, проливающее свой свет одинаково на всё в этом мире. Это мы, живущие в темноте, нуждаемся в свете”.

Сертификат от Бога

“Если мы будем ждать одобрительного сертификата от других, мы не получим сертификат от Бога. То, в чём мы действительно нуждаемся, – сертификат от Бога”.

Ум

“Человек не прогрессирует в садхане, если ум неугомонен из-за мыслей. Это похоже на греблю вёслами на лодке на реке, заросшей водорослями”.

“Так же, как дикая лошадь помещается в загон и объезжается, мы должны привязать ум к определённому идеалу и обуздывать его. Ум – собрание мыслей. Негативные мысли возникают, потому что для них наступает время исчезнуть. Учитесь смотреть на проходящие через ваш ум мысли так же, как вы смотрите на то, что мелькает за окном движущегося поезда”.

“Старайтесь быть сторонним наблюдателем по отношению к мыслям в вашем уме, как стоящий на берегу реки наблюдает за водным потоком”.

“Мысли ума подобны волнам океана. Невозможно остановить волны силой. Но когда океан глубокий, волны утихают. Точно так же старайтесь сосредоточить ум на одной мысли, вместо того чтобы пытаться остановить все мысли силой. Океан ума будет становиться глубже и станет успокаиваться. Даже если и будут небольшие волны на поверхности, океан будет спокойным”.

“Ум подобен коту. Мы можем заботиться о нём с большой привязанностью, но стоит нам отвлечься, как он тут же залезет головой в кастрюлю и стащит еду. Манаса-пуджа (мысленное поклонение с визуализацией всех подробностей ритуала) – метод удерживания ума сосредоточенным на Боге”.

“Пчела ищет мёд везде, куда бы она ни направлялась. Но муха предпочитает не покидать экскременты даже в розарии. В настоящее время наш ум похож на муху; мы должны стремиться сделать его подобным пчеле”.

“Прежде чем посеять семя, земля очищается от травы и сорняков. Таким же образом очищайте ум от всех внешних вещей и затем направляйте его к Богу”.

“Мысль о Боге станет непоколебимой только в чистом уме. Щебень промывают перед использованием его для приготовления бетона”.

“Люди строят большие роскошные здания и совершают самоубийство внутри! Если бы роскошь могла давать нам счастье, почему люди умирают из-за депрессии? Мир и удовлетворённость целиком зависят от ума”.

“Как вы можете полностью переживать духовное блаженство, не сосредотачивая ум целиком на Боге? Если вы смешиваете свой десерт с другими блюдами, разве вы можете полностью наслаждаться его вкусом?”

Священные писания, знание и непосредственное переживание

“Вера, обретённая через рассказывание, слушание и чтение, не будет длиться долго; в то время как вера, обретённая благодаря непосредственному переживанию, будет длиться вечно”.

“Посещение лекции по теории кулинарии не утолит голод. Одного только знания недостаточно; более важно практиковать то, что мы постигаем умом”.

“Духовность – это непосредственное переживание. Для её действительного познания следует прекратить все интерпретации и объяснения. Не должно быть никакого внутреннего диалога или каких-либо суждений. Все интерпретации – это заимствованные представления. Все они – повторения и копии. Духовность может переживаться только в безмятежности и безмолвии”.

“Какая разница между выступающим с речами человеком и магнитофоном? Разве чтение поваренных книг утолит наш голод?”

“Вы можете обучить попугая говорить: “Брахман (Бог), Брахман”. Но когда мимо будет проходить кот, попугай будет кричать в страхе. Вместо того, чтобы просто повторять слова, мы должны усвоить принцип”.

“Следование по пути знания без преданности похоже на поедание камней. Нам следует полагать, что Бог – наше собственное высшее Я, и поклоняться Ему через лицезрение всех форм как различных аспектов одного и того же Бога”.
“Вы слышали, что мёд сладок. Вы можете поместить немного мёда в свою руку. Но до тех пор, пока вы не вкусите его своим языком, вы не сможете испытать сладость”.

“Можете ли вы объяснить красоту цветка или описать сладость сахара? Как тогда может быть описана красота Бесконечного? Это должно быть пережито”.

“Повторять “я – Брахман” без выполнения какой-либо садханы – это всё равно что называть слепого ребёнка именем “Пракашам” (свет)”.

“Разве достаточно сидеть в припаркованном автомобиле, уставившись в карту? Сатсанг только преподаёт духовные принципы; мы должны применять эти принципы на практике в повседневной жизни и жить в соответствии с ними, чтобы продвигаться на духовном пути. Именно для этого совершается садхана (духовные практики)”.

“Если мы соединим различные части радиоприёмника надлежащим образом и подключим его к батарее, то мы сможем услышать программы, вещаемые отдалённой радиостанцией, сидя в собственном доме. Живя согласно духовным заповедям, мы можем наслаждаться бесконечным блаженством даже при жизни в теле”.

“Когда мы испытываем голод, мы съедаем только такое количество пищи, чтобы утолить наш голод, а не всю пищу на кухне. Многие учёные тратят впустую свои жизни, поедая всё до конца”.

“Священные писания, как указатель на дороге, указывают путь; чтобы достичь места предназначения, вы должны следовать их предписаниям и двигаться вперёд, а не стоять и перечитывать указатель снова и снова”.

“Многие учёные похожи на людей, которые остаются на железнодорожной станции, запоминая расписание поездов. Разве они доберутся куда-либо?”

“Поедая изображение банана, вы не почувствуете вкус и не получите питательную ценность фрукта. Изучение священных писаний необходимо, но нужно совершать садхану, чтобы получить пользу в результате их изучения”.

“Мы выплёвываем пережёванный остаток сахарного тростника после того, как насладимся его соком. Таким же образом нам следует впитать сущность священных писаний и отбросить остальное”.

“Веданта не имеет никакого отношения к чтению текстов чьих-то выступлений и произнесению речей. Это принцип, который должен быть введён в повседневную жизнь”.

Отношении к жизни

“Так же, как лебедь пьёт только молоко из смеси молока и воды, старайтесь видеть только хорошее во всём”.
Хорошая компания

“Однажды в одном храме и в одном винном магазине держали попугаев в качестве домашних животных. В то время как храмовый попугай повторял ведические мантры, попугай винного магазина произносил ругательства. Дети, поведение человека определяется той компанией, к которой он привязан”.

Обратите свой взор внутрь

“Если кусок сандалового дерева оставлен лежать в грязи, его внешняя часть станет гнилой. Но какой дивный аромат мы всё ещё можем получить от него, если очистим его и натрём на камне! Пока мы погружены в мирские вещи, мы не можем наслаждаться ароматом внутреннего высшего Я”.

Учитесь на страданиях

“Дети, зачем терять всю силу из-за страданий? Что хорошего это принесёт вам? Обретите новый энтузиазм и продолжайте свой путь”.

“Одна чёрная ворона оказалась в компании белых журавлей. Только из-за присутствия чёрного мы можем оценить красоту белого. Страдания могут учить нас ценности радости”.

Отречённость

“Никто не приносит ничего в этот мир, равно как и не уносит ничего с собой”.

“Один человек, который очень любил сладкие блюда, накладывал себе вторую порцию, когда ящерица упала в с потолка в его тарелку. Он утратил всякое желание к сладостям и выбросил их. Аналогичным образом, когда человек понимает пределы мирских удовольствий, привязанность к ним угаснет”.

“Ничто не вечно в этом материальном мире. В любое время может произойти всё что угодно. Поэтому живите в этом мире, удерживая осознанность и внимание птицы, усевшейся на сухую веточку. Она знает, что в любой момент прут может обломиться”.

Желание

“Где огонь, там дым. Где желание, там страдание”.

“Определённые растения не приносят плоды, если на них слишком много листьев; их нужно подрезать. Мы должны избавиться от желаний мирских удовольствий, если мы хотим обрести плод непосредственного переживания Бога”.

Усилие

“Вы не можете научиться плавать, сидя у водоёма; вы должны войти в воду”.

“Когда вода просачивается в лодку, недостаточно только сидеть и молиться Богу о том, чтобы отверстие оказалось закупоренным. Вы должны стараться закупорить течь самостоятельно”.

Душа и тело

“Наше тело преходяще. Только душа вечна. Это арендованное тело. Нас попросят покинуть его в любой момент. До этого мы должны найти место в постоянной обители. Тогда в момент покидания тела мы перейдём в ту постоянную обитель, вечный дом Бога”.

Смерть

“Когда воздушный шарик лопается, это не означает, что находившийся в нём воздух перестаёт существовать. Смерть вызывает прекращение существования не высшего Я, но инструмента, называемого телом”.

Ум

“Не позволяйте вашей жизни быть растраченной впустую, будучи рабом своего ума! Не обменивайте бесценный драгоценный камень на кусок леденца”.

Ценность вещей

“Какая польза от сотен рупий (денежная единица Индии) в наших руках, когда мы нуждаемся в дровах, чтобы приготовить пищу? Такова ценность вещей”.

Наше отношение к другим

“Есть два вида счастья и страдания. Когда мы не получаем того, что мы хотим, мы грустим; но когда другие получают то, что они желают, наша печаль ещё больше. Точно так же мы счастливы, когда мы преуспеваем в чём-то, но мы ещё более счастливы, когда другие терпят неудачу. Это серьезная болезнь ума. Молитесь о сердце, которое радуется счастью других и сопереживает их страданиям”.

“Молиться Богу о том, чтобы ни одна наша мысль, ни одно слово или дело никогда не приносили вред никому, но чтобы они всегда приносили пользу другим, – это настоящая молитва”.

“Садхана не означает одно только моление и совершение джапы; настоящая молитва включает в себя проявление сострадания и смирения по отношению к другим”.

“Мать без возражений убирает беспорядок, вызванный её ребёнком, потому что она полагает, что это её ребёнок. Нам следует иметь такое же чувство по отношению к каждому, и тогда мы не будем чувствовать никакого отвращения и раздражения”.

“Так же, как правая рука перевязывает рану на левой руке, нам следует воспринимать страдания другого человека как наши собственные и приходить к нему или ней на помощь”.

“Нас не допустят в мир Бога без подписи даже наименьшего муравья на наших входных документах”.
“Мы заслужим самореализацию только тогда, когда будем видеть в нищем Того, перед Кем мы простираемся в храме”.
“Грех вызывания слёз у невинного человека пагубнее любого злодеяния”.

“Существует различие между покупкой лекарства для облегчения собственной боли и тем, чтобы выйти из дому и купить лекарство для кого-то другого. Последнее показывает, что у такого человека любящее сердце”.

“Когда другие бросают в нас шипы, нам следует быть в состоянии бросать цветы назад в них. Когда они дают нам яд, нам следует давать им сладости. Садхана предназначена для взращивания ума именно такого рода”.
“Чтобы смыть чувство “я” и “моё”, используйте мыло “вы”.

Садхана (духовные практики)

“Если вы думаете, что зайдёте в море только после того, как утихнут волны, вы никогда не сможете войти в воду. Не думайте, что вы можете молиться и общаться с Богом только тогда, когда ваш ум чист. Не откладывайте начало осуществления духовных практик”.

“Бог пребывает в нас подобно тому, как дерево пребывает внутри семени. Как это будет звучать, если семя будет делать притязания: “Я – дерево!” Семя должно оказаться под почвой и прорасти, и проросток должен вырасти. Именно для этого совершаются духовные практики. Когда семя становится деревом, мы можем приковать слона цепью к нему; но если мы не будем защищать его на ранних стадиях, птицы склюют его”.

“Когда вы посеете семя, его следует защищать от солнца. Но когда оно уже превратилось в дерево, оно будет обладать силой выдерживать солнце. Точно так же садхаку следует питаться простой саттвической (чистой) пищей в начале”.

Окружающая среда

“Яблони нуждаются в подходящем климате для своего роста. Ашрам – наиболее подходящая окружающая среда для духовной практики”.

“Посещение ашрама или храма – это прекрасно, но наша главная цель должна состоять в очищении нашего ума. От бесчисленных поездок в священные места не будет никакого проку, если мы не можем удалить эгоизм в себе и ненависть к другим.”

“Ветер веет всюду. Тем не менее мы используем вентиляторы, не так ли? Разве комфорт, который мы получаем в тени дерева, это не что-то особенное? Храмы – это места, где о Боге помнят постоянно. В храмовой обстановке имеется особенный мир и прохлада”.

Дисциплина

“У тех, у кого имеется привычка пить чай в определённое время, появляется головная боль, если они не получают свой чай. Если мы сделаем график для всей нашей деятельности и будем строго соблюдать его, это войдёт в привычку. Очень благотворно следовать такому заведённому порядку в садхане”.

“Разве вы не берёте выходной по болезни, когда вы плохо чувствуете себя, даже если в офисе много незаконченной работы? Точно так же, даже когда у вас имеются обязанности и работа, которую надо сделать, старайтесь отложить один день для садханы”.

Джапа

“Дети, когда ваш ум беспокоен, старайтесь повторять вашу мантру. Не ищите утешения в чём-либо ещё. Подобно тому, как дети напевают песни, когда они сидят, идут или моются, всегда продолжайте повторять вашу мантру”.
“Не впадайте в уныние, если вы не видите никаких результатов несмотря на все ваши усилия. Каждое повторение мантры производит свой эффект, просто вы не знаете об этом”.

“Постоянное памятование Бога не входит в число ваших привычек; для её взращивания джапа – это рецепт”.

“Не каждый может сосредотачивать свой ум на запредельном Владыке только через медитацию на высшее Я. Но джапа и пение песен преданности Господу – это путь, который подходит каждому”.

“Доктор пропишет лекарство и предпишет пациенту отдыхать и избегать определённой пищи, чтобы излечить болезнь. Точно так же риши учили, что, если мантру повторяют предписанным способом, то достигаются определённые результаты. Если мы будем тщательно следовать их предписаниям, то несомненно получим плод повторения мантры”.

Медитация

“Если человек, у которого нет силы поднять более сорока килограмм, внезапно поднимет сто килограмм, он пошатнётся и упадёт. Подобным образом, если вы медитируете больше, чем тело в состоянии выдержать, это может вызвать у вас проблемы”.

“Любая работа, которую вы делаете, удерживая постоянное памятование Бога, обладает той же ценностью, что и медитация. Когда рыбаки выбираются на лодке от берега на морской простор, они закрывают глаза и с громкими криками напряжённо гребут, чтобы пройти полосу прибрежных волн. Каждый гребёт изо всех сил не останавливаясь до тех пор, пока они не окажутся вне волн. После этого они могут отложить вёсла в сторону и расслабиться. То же самое относится и к медитации. На начальных стадиях нельзя расслабляться даже на мгновение”.

Тапас (аскетизм)

“Обычный человек может быть уподоблен маленькой свече, в то время как человек, совершающий тапас, подобен мощному трансформатору, способному обеспечивать электроэнергией большой район”.

“Чтобы сдать экзамен, вы должны учиться. Чтобы водить автомобиль, вы должны научиться вождению. Тапас – это обучение, которому вы подвергаетесь, чтобы преобразовать нечистый ум в божественный ум”.

“Результат выполнения тапаса может быть сравнён с солнцем, обретающим дивное благоухание”.

Одиночество

“Мы должны подготовить поле перед сеянием семян; мы должны избавиться от сорняков и вспахать землю. Когда семена начинают расти, мы должны продолжать пропалывать сорняки. Но после того как растения полностью выросли, нам уже не нужно волноваться о сорняках. Теперь растения достаточно сильны, чтобы сопротивляться им. Точно так же на начальных стадиях садхак должен совершать садхану в одиночестве”.

“Когда вы качаете воду на более высокий уровень, вы не достигнете успеха, если будет утечка у основания системы. Точно так же нам нужно отказаться от внешних интересов, совершая садхану в одиночестве”.

“Мы направляемся в открытое поле, чтобы учиться вождению. Аналогичным образом садхаку следует совершать свою практику в одиночестве”.

“Студент не может сидеть и учиться на шумной переполненной людьми железнодорожной станции, не так ли? Подобным образом поначалу садхак нуждается в одиночестве. После определённого количества практики он будет в состоянии медитировать в любых условиях”.

“На поверхности запружённой воды могут быть волны, но вода не теряется от этого. Но если дамба прорвётся, то вся вода уйдёт. Могут быть волнения мыслей в одиночестве, но садхак теряет свою тонкую энергию, когда он говорит с другими и вращается в их обществе во время совершения своей практики”.

Влияние

“Если вы включаете главный выключатель, электричество становится доступным повсюду в доме. Но если вы хотите свет в вашей собственной комнате, вы должны включить выключатели в этой конкретной комнате. Включение света в одной комнате не освещает автоматически все комнаты. Всё сущее – одна и та же высшая Сущность, но только тот, кто очищает свой ум через садхану, осознаёт эту высшую Сущность”.

“Вы подобны маленькой настольной лампе, которая даёт ровно столько света, чтобы читать книгу, если её держать рядом с лампой. Но если вы совершаете садхану с большой решимостью и устраняете эго, вы будете сиять как солнце”.
“Повторение мантры, медитация с сосредоточением и другие духовные практики, выполняемые искренне, могут устранять плохие астрологические влияния планет более эффективно, чем что-либо ещё”.

“Представьте себе водоём с солоноватой водой. Если вы нальёте немного воды с одной стороны водоёма, вы уменьшите количество соли в этой области на некоторое время. Но если будет идти ливень в течение некоторого времени, это повлияет на весь водоём. Таким же образом в результате выполнения духовных практик с широтой ума бесконечная энергия пробуждается в искателе. Подобное не случается с учёным, потому что цель его медитации ограничена”.
“Совершение благодеяний, посещение храмов и ашрамов и размышления о Боге – все эти духовные практики облегчают нашу прарабдху (созревшую карму нынешней жизни). Судьба может быть изменена посредством тапаса (аскезы) и садханы. Даже смерть может быть предотвращена”.

Сиддхи (сверхъестественные силы)

“Самореализация находится за пределами всяких сиддх (сверхъестественных сил). Если вы просите Бога только о сиддхах, тогда это всё равно что стараться изо всех сил добраться до царского двора и попросить о нескольких ягодах крыжовника, когда вы собираетесь встретиться с царём”.

Формы

“Дети нуждаются в нескольких бусинках или стеклянных шариках, чтобы научиться считать. Как только они научились, они больше не нуждаются в них. С помощью плавающего бревна вы можете легко научиться плавать. Когда вы уже знаете, как плавать, вы больше не нуждаетесь в бревне. Точно так же, как только вы впитаете сущность духовности, вы больше не нуждаетесь в храмах и ритуалах”.

“Если вы смотрите на портрет вашего отца, то видите на нём вашего отца или художника? Бог всюду, но всё же, когда вы видите образ в храме, вы вспоминаете Его”.

“Курицу легче поймать, предложив ей пищу, чем преследуя её. С помощью имени и формы ум может быть взят под контроль”.

“Когда полицейский появляется в своей униформе, люди вокруг него соблюдают порядок и дисциплину. Но когда он приходит в штатском, отношение людей будет другим. Такова важность внешней формы”.

“Когда мы садимся в автобус, мы не планируем жить в нём, не так ли? Наша цель – достичь дома. То же самое относится к поклонению формам”.

“Флаг – это нечто большее, чем просто кусок ткани. Он символизирует идеал. Именно поэтому люди не будут терпеть какой-либо непочтительности, выказываемой по отношению к нему. Таким же образом храм – символ Бога”.

“Форма любимого божества подобна лестнице. Так же, как все тени исчезают в полдень, все формы в равной степени растворятся в бесформенном”.

Общие темы

“Вы можете родиться в храме, но не умирайте в нём. Другими словами, поначалу искатель может совершать храмовое поклонение в качестве одной из ступеней на пути, но заключительная и настоящая цель находится за пределами всех этих вещей”.

“Садхана должна стать частью нашей природы, подобно чистке зубов и принятию душа”.

“Спрашивать о том, сколько раз следует повторять мантру, сродни спрашиванию о том, сколько воды нужно давать растению, чтобы оно принесло плоды. Полив требуется, но количество воды зависит от природы растения, климата, качества почвы и так далее. Одной только воды недостаточно. Растение нуждается в солнечном свете, удобрениях, воздухе, защите от вредителей и т.д. Подобным образом повторение мантры на духовном пути – это только один аспект. Благодеяния, хорошие мысли и общество добродетельных людей также необходимы”.

“Мы можем обладать музыкальным талантом, но хорошим певцом мы можем стать только в результате регулярной практики”.

“Путешествие может быть проделано водным путём, по воздуху и по земле, но конечная цель путешествия будет одной и той же. Точно так же все различные методы садханы приведут к одной и той же цели”.

“Если вы совершаете духовные практики и при этом вовлечены в разнообразные мирские вещи, вся энергия, получаемая через сосредоточение, будет теряться”.

“Горшок, в котором содержалось что-то кислое, должен быть тщательно очищен, прежде чем вы сможете налить в него молоко. Иначе молоко испортится”.

“Если у вас экзамен или собеседование при приёме на работу, то скажете ли вы, что вы опоздали, потому что не было воды или электричества? Вы должны совершать вашу садхану с таким же отношением”.

Качества подвижника (духовного искателя)

Непривязанность (отречённость)

“Кокосовое семя не может прорасти прежде, чем оно упадёт с дерева-матери. Непривязанность необходима для духовного роста”.

“Так же, как цветок осыпается, когда фрукт начинает принимать форму, мирские желания исчезают при созревании непривязанности”.

“Подвижнику не следует поддержать свои семейные узы. Это похоже на греблю в лодке, привязанной к берегу. Как бы напряжённо вы не гребли, вы не доберётесь до другого берега. Привязанности – это помеха на пути духовного продвижения”.

Различение (проницательность)

“Если мы будем знать, что пускают фейерверк, то следующий взрыв не взбудоражит нас. Точно так же познайте природу этого мира и не теряйте самообладания”.

“С помощью огня мы можем сжечь свой дом дотла или приготовить себе пищу. С помощью иглы мы можем проткнуть свой глаз или сшить себе одежду. Идите по своему пути с постоянным различением”.

“Когда мы знаем, что сок находится внутри фрукта, мы очищаем фрукт и выбрасываем кожуру. С таким же отношением садхак будет искать сущность всего”.

Учиться на страданиях

“Если шип уколет вашу ногу, когда вы идёте, вы будете ступать более внимательно. Благодаря этому вы можете избежать падения в канаву, которая может оказаться прямо перед вами. Бог даёт нам маленькие страдания, чтобы спасать нас.

Учитесь видеть все радости и страдания, которые приходят к вам, как посылаемые Богом ради вашего собственного блага”.

Вера

“Человек, который верит в Бога и следует духовным принципам, считая их своим идеалом, не может стать рабом плохих привычек. Если у вас непоколебимая вера в Бога, в вашей жизни будет только счастье”.

“Недостаточно верить в доктора – вы должны принимать предписываемое им лекарство, чтобы излечиться. Аналогичным образом необходимы и вера, и садхана (практики)”.

Внимание и осознанность

“Некоторые люди, работающие в ночные смены на фабриках, не спят в течение двух или трёх ночей подряд. Тем не менее они не засыпают перед своими механизмами и станками. Они знают, что если они потеряют сосредоточение даже на мгновение, то потеряют свои руки и также работу. Поэтому им удаётся бодрствовать. Нам следует обладать такой же осознанностью и неусыпностью, когда мы сидим в медитации”.

Осознавание Бога

“Нет никаких препятствий на пути того, кто постоянно осознаёт Бога. Для него все ситуации считаются благоприятными”.

Взгляд внутрь

“Мускусный олень ищет источник аромата мускуса, но не найдёт его, потому что этот аромат исходит изнутри него самого. Блаженство не найти вовне; оно находится внутри нас”.

“Сторож дикого животного должен наблюдать за ним всё время. Но сторож сада должен следить только за воротами, наслаждаясь видом и ароматом цветов. Аналогичным образом, если вы следуете мирскому образу жизни, ваш ум будет беспокоить вас постоянно; если вы обратите своё внимание внутрь, вы можете наслаждаться красотой жизни”.

Сострадание

“Никто не может получить переживание высшего Я, пока его сердце не будет наполнено состраданием. Вы не можете построить дом, просто нагромождая кирпичи друг на друга; вам нужен цемент, чтобы скрепить кирпичи. Точно так же мы не можем построить ступеньки, ведущие к Богу, не добавляя скрепляющее качество любви”.

Прощение

“Предположим, что вы случайно ударили себя в глаз одной из ваших рук. Ваша другая рука не бьёт руку, которая повредила глаз. Вы просто прощаете вашу руку. Таким же должно быть ваше отношение, если другие причиняют вам вред. Возвращение гнева в ответ на гнев подобно протыканию раны; прощение подобно применению лекарства”.

“Когда вы случайно натыкаетесь на что-то, ваша нога оказывается повреждённой. Иногда вы случайно делаете порез на руке. Но вы не гневаетесь на ваши руки и ноги, потому что они – части вашего собственного тела. Считайте других частью вас самих. Тогда вы будете прощать тех, кто причиняет вам вред”.

Терпение

“Не расстраивайтесь, если кто-то плохо говорит о вас. Разве не благодаря темноте мы видим свет? Семя храбрости прорастает только на почве терпения”.

Хорошая компания

“Пребывание в компании людей с тёмными помыслами похоже на вхождение в комнату, полную угля. Даже если мы не будем касаться угля, наши тела будут чёрными, когда мы выйдем из неё”.

Тьяга (отречённость)

“Каждое действие, совершаемое без личной выгоды, – это тьяга. Доставить своего больного ребёнка в больницу в неблагоприятной ситуации – это не тьяга; когда вы делаете это для ребёнка кого-то другого – это тьяга”.

Любовь к Богу

“Настоящий садхак не медитирует согласно определённому графику; его любовь к Богу – вне всяких правил”.

“Для больного лихорадкой даже сладкие вещи будут иметь горький вкус. Подобным образом, если у вас будет лихорадка любви к Богу, ваш ум не будет стремиться к чему-либо ещё”.

“Садхаку следует относиться к Богу так же, как возлюбленный относится к своей возлюбленной”.

Решимость достичь цели

“Когда вы отправляетесь с сильным желанием достичь определённого места, никакое препятствие не может остановить вас. Таким же должно быть ваше намерение достичь вашей духовной цели”.

“Когда двое возлюбленных сидят вместе, им не понравится, если кто-то приблизится к ним. Точно так же настоящему садхаку не нравится ничего из того, что не связано с Богом”.

“Студенты, которые хотят сдать экзамен, не будут испытывать желание спать. Они не будут ложиться спать ночью и будут учиться. Такое отношение естественным образом появляется у садхака”.

“Подумайте о ком-то, кто не может плавать должным образом и падает в глубоководный водоём – насколько напряжённо он будет пытаться спасти свою жизнь. Вы должны поддерживать подобное постоянное истовое стремление достичь вашей духовной цели”.

“Если бы кто-то намазал пасту из острого перца на всё ваше тело, подумайте, как бы вы изо всех сил старались избежать жжения. Вам следует жаждать узреть Бога с такой же интенсивностью”.

“Предположим, сильный ветер и ливень начались как раз в тот момент, когда мы собирались пойти куда-то. Если мы испугаемся и останемся дома, мы не доберёмся до места назначения. Тот, у кого имеется сильное желание достичь цели, будет игнорировать все препятствия и двигаться вперёд”.

Предание себя (самоотдача)

“Если нитка толстая или неправильной формы, она не пройдёт через игольное ушко. Нить должна быть сжата. Эта самоотдача со стороны нити позволяет ей сшивать множество кусков ткани”.

“Мы должны объяснить историю своего дела адвокату; мы должны описать свои симптомы доктору. Но нам не нужно описывать наши проблемы Богу. Он знает всё. Поэтому предайте всё Ему и памятуйте Его постоянно”.

Смирение

“Пузыри в воде будут лопаться, если мы будем пытаться взять их в руку. Привязанность и отвращение – это не те вещи, которые мы можем брать и отвергать. Нам следует осознавать, что мы – инструменты Бога, и взращивать в себе отношение слуги”.

“Думайте о себе как о слуге Бога. Тогда вы не будете гневаться ни на кого. Вы станете смиренными”.

“Каким бы сильным ни был циклон, он ничего не может сделать травинке. Вся милость будет течь к нам, если мы будем смиренными. Бог не будет пребывать там, где есть эго”.

“Семя содержит в себе дерево, но если оно будет оставлено лежать в складском помещении, мыши съедят его. Только погрузившись в землю, оно проявит свою истинную форму”.

“Дорожные знаки сияют, когда огни приближающихся машин светят на них. Но разве может дорожный знак говорить “эти машины едут благодаря моему свету”?

Негативные эмоции

Гнев

“Когда вы гневаетесь, вы теряете свою энергию через ваши глаза, нос, рот, уши и каждую пору вашего тела. Только практикованием умственной сдержанности вы можете сохранять энергию, получаемую в результате садханы”.

“Совершение садханы с предоставлением в то же время крова гневу и желанию подобно зачёрпыванию воды из колодца ведром, в котором полно дыр”.

Гнев и гордыня

“Садхана не пойдёт вам на пользу, если вы совершаете духовные практики, предоставляя кров гневу и гордыне. Это похоже на работающий на батарейках фонарик, который теряет всю свою энергию после того, как его включали много раз