“Работница”, ежемесячный журнал для женщин и всей семьи. №4, 2016 г.
Маргарита Николаевна Русецкая – человек разносторонний, творческий, очень активный. Она с легкостью и бесконечным энтузиазмом берется за новые перспективные проекты, с упорством и удовольствием воплощает их в жизнь. Размах деятельности и высокий уровень ответственности, напряженный трудовой график без отпусков и выходных эффектную, уверенную в себе женщину-профессионала совершенно не страшат. Постоянное самообразование, личностный рост, реализация способностей, служение России – ее ключевые мотивации.
С приходом Маргариты Русецкой на должность ректора в Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина два года назад обстановка в учебном заведении существенно изменилась. Сотрудники отмечают, что сам ритм рабочей жизни стал иным, более стремительным и интенсивным, плотно насыщенным событиями. Вуз, в составе которого действуют факультеты филологии и обучения русскому языку как иностранному, центры дополнительного образования и продвижения русского языка, языкового тестирования и содействия миграционной политике, возвращает ключевое положение в разработке методики преподавания русского языка для российских и зарубежных студентов, становится инициатором реализации крупных федеральных и международных проектов, очагом культурной и общественной жизни.
О том, трудно ли было осуществить переход от педагогической деятельности, работы в сфере логопедии и коррекции речи к управлению административными процессами в масштабах вуза, каких личных качеств и профессиональных компетенций требует работа ректора, мы поговорили с доктором педагогических наук Маргаритой Николаевной Русецкой в перерывах между заседаниями Учебного Совета в юбилейный год 50-летия института.
– Маргарита Николаевна, как известно, корни каждого человека – из семьи. Откуда Вы родом?
– Родилась я в Москве, в обычной семье советских служащих. Мама всю жизнь проработала в системе здравоохранения – в сельских больницах, школьном медпункте, рентгеновском кабинете детской поликлиники. Отец прошел путь от рядового строителя до руководителя участком на различных объектах, участвовал в строительстве жилых домов, трудился на заводе. Сейчас родители на пенсии.
Корни нашей семьи – из Центральной России (Тульская область, Куликово Поле) – эти места связаны с обретением национального самосознания русского народа. Стараюсь по возможности бывать на родине предков, там всегда переполняет энергия, восхищение красотой этой неповторимой земли. У меня до сих пор жива бабушка: подростком пережившая Великую Отечественную войну, ставшая живой копилкой удивительных историй, она всегда была ядром нашей большой дружной семьи. Удивительный, солнечный, яркий человек. Несмотря на почтенный девяностолетний возраст, бабушка полна планов, надежд, оптимизма – подлинный образец жизненного задора и позитива, мне всегда хотелось быть похожей на нее.
– Каким Вам вспоминается детство?
– Я очень благодарна судьбе: детство было счастливым и теплым. Несмотря на то, что мы жили в условиях ограниченных возможностей в части финансов, информации, путешествий, моим родителям удалось создать дома для нас с сестрой спокойный, защищенный, уютный мир. Сколько себя помню, мама все свободное время посвящала нам, благодаря ей мы стали личностями, получили хорошее образование. Первоистоки наших успехов – в ее титаническом труде.
В юном возрасте мы с сестрой и мамой посетили все детские постановки в театрах, обошли все музеи Москвы, посмотрели большое количество познавательных фильмов, прочли «обязательную» книжную программу. За редкую «четверку» дома меня ругали, родители были уверены, что я должна знать школьный материал на «пятерку», стремиться только к самому высокому результату. Таким образом удалось сформировать перфекционизм, который до сих пор – неотъемлемая черта моего характера. Мама учила делать дело лучше всех или не браться за него.
А вот позиция родителей относительно дополнительного образования всегда была ненавязчивой: никто не настаивал на том, чтобы мы непременно заканчивали музыкальную или художественную школы. Мама прислушивалась к нам, давала возможность попробовать себя в разных сферах. Тем не менее, живопись, музыка, спорт, бальные танцы в жизни присутствовали ровно столько, сколько вызывали интерес, способствовали развитию.
Мама по гороскопу Рак и является олицетворением этого знака, поскольку всю себя отдает семье и родным людям. В нашем доме всегда было чисто, тепло, сытно. Мамино кредо: дети должны быть ухожены, одеты, но плюс к этому – образованы и воспитаны. Такое желание посвятить всю себя подрастающему поколению – настоящий женский подвиг.
Немало сил мама вложила и во внука – моего сына Антона, воспитанием которого она, выйдя рано на пенсию, занималась едва ли не больше, чем мы с мужем, поскольку перед нами стояли задачи закончить университет, приступить к работе по профессии. Наблюдая, как мама растит внука, закладывает и развивает структуру его характера, я уже в зрелом возрасте осознала, сколько всего она сделала для нас с сестрой, воплощая классический пример поведения матери, одновременно настойчивой и мягкой.
– Как Вы выбирали жизненный путь? Педагогика – это призвание?
– Размышления о будущей профессии посетили меня в первом классе. У нас была замечательная учительница Татьяна Ивановна Ушакова (она до сих пор трудится в системе образования), которая стала олицетворением первой учительницы – красивая белокурая женщина, очень мудрая, с глубоким грудным голосом, тактичная, при этом профессионал высокого класса. Я подумала: как здорово быть учительницей, не работа, а праздник! Цветы, конфеты, улыбки, счастливые дети… Потом возникли некоторые колебания: под влиянием тети Вали Леонтьевой, ведущей передачи «В гостях у сказки», захотелось быть диктором на телевидении, а пример Валентины Терешковой вдохновлял на полет в космос. Так что профессии притягивали меня не через функционал, а, скорее, через ярких личностей.
В школе я была «заводилой» – всегда в центре процесса, организатор проектов, кружков, председатель совета отряда… Но к восьмому классу учиться стало скучно, и, несмотря на все «пятерки» в аттестате, я ушла в педагогическое училище. Учителя рыдали, мама была в шоке. Нисколько не жалею о своем решении: за четыре года учебы я вобрала в себя все то, что знаю и понимаю в профессии педагога. В хорошем смысле, я ощутила ремесло «на кончиках пальцев». Помимо профессиональных педагогических навыков, нам преподавали музыку, обучали разным техникам рисунка, ручного труда, способам составления гербариев, основам флористики, мы занимались физкультурой, посещали экскурсии… Настоящий «институт благородных девиц», фундаментальное классическое образование, базовый набор для женщины и педагога!
После этого я поступила на престижное логопедическое отделение Московского педагогического института имени В.Л.Ленина. На это вдохновил пример маминой подруги, которая работала с ней в соседнем кабинете. Если у мамы в рентгенологии всегда было темно и сумрачно, то логопед располагалась в светлой просторной комнате, увлеченно занималась с детьми, демонстрировала им картинки, показывала упражнения… Побеседовав с ней, я приняла важное для себя решение, и вся моя последующая жизнь оказалось связанной с направлением речевого развития, когнитивной сферы, коммуникативных способностей – сначала в более узком, а теперь и в более широком контексте преподавания русского языка в России и за рубежом. Я трудилась логопедом, защитила кандидатскую, а потом и докторскую диссертации, преподавала, занимала административные должности в вузах, Департаменте образования Правительства Москвы, всю жизнь работаю в педагогике и нисколько не жалею о своем выборе профессии.
– Какие качества позволили Вам сделать успешную карьеру, самореализоваться?
– У меня всегда существовала постоянно возрастающая «планка» личностного развития, которую необходимо «взять». Стараюсь ставить конкретные задачи на ближайшие три-пять лет, определять цели, которых хочу достичь: повысить уровень образования, заняться наукой, получить общественные позиции… Это не связано с приобретением статусов или званий, а в первую очередь – с накоплением новых профессиональных, организационных компетенций, социального опыта. Мне интересно исполнять задуманное, видеть, как, благодаря моим усилиям, планы постепенно реализуются. Именно это подвигло меня уже в статусе доктора наук получить второе высшее образование в сфере экономики и управления в РАГСе, которое было мне необходимо для продолжения работы в государственных учреждениях. Трудно было, но, безусловно, пошло на пользу.
В последние два года должность ректора в Государственном институте русского языка имени А.С.Пушкина – моя очередная образовательная программа. Впервые в статусе первого лица я должна отвечать за огромное количество вопросов, среди которых стратегическое развитие института, атмосфера в коллективе, научно-образовательные федеральные и международные проекты, хозяйственные и коммунальные проблемы, безопасность… Это чрезвычайно сложно и ответственно, но очень интересно.
– Какие главные достижения в работе института за последние годы Вы бы отметили?
– Государственный институт русского языка имени Пушкина, созданный 50 лет назад под руководством известного русиста, профессора В.Г.Костомарова, имел уникальную миссию содействия изучению русского языка иностранными гражданами и служил идеологическим инструментом «мягкой силы», важным для имиджа страны. В девяностые годы ситуация изменилась, особый статус вуза был утерян, институт стал в ряд с другими высшими учебными заведениями России, готовящими педагогические кадры, и столкнулся с общими проблемами: отсутствием преемственности, стагнацией научной школы, старением преподавательского состава, изношенностью материально-технической базы. Имидж института оказался размытым, утратившим былую славу и в России, и за рубежом.
Возрождая вуз, наша команда сделала упор на лучшие достижения и традиции, во многом благодаря В.Г.Костомарову, который является Президентом нашего учебного заведения и передает накопленный опыт следующим поколениям. Одновременно стараемся соответствовать новым требованиям, которые определяют Правительство, Министерство образования и науки: вуз должен быть конкурентоспособным, современным. Одна из главных задач – возрождение научной школы, для этого приглашаются молодые ученые, ведется работа с аспирантами, осуществляется активное участие в многочисленных проектах.
Мы постоянно расширяем перечень образовательных программ, учитывающих самые разные потребности – сегодня их уже сто. Улучшаем инфраструктуру и материально-техническую базу: в институте имени А.С.Пушкина сегодня проходят обучение студенты из 126 стран, которые рассчитывают не только на качественное преподавание, но и общемировой уровень комфорта. Как бы это прозаично ни звучало, набор будущих студентов во многом зависит от состояния общежития, столовой, учебных аудиторий.
Самое главное достижение – удалось пробудить людей от «спячки», в аудиториях вуза до позднего вечера кипит жизнь, преподаватели и студенты вовлечены в десятки интересных проектов. Мы проводим «Литературные гостиные» в Государственном историческом музее, педагоги участвуют в телевизионных передачах, выступают в регионах и за рубежом. Все почувствовали свежий ветер в стенах института, изменение настроения педагогов и студентов, желание ощутить себя частью сплоченного коллектива, совместно работать на общие цели.
– Какие стратегические задачи Вы в первую очередь ставите перед вузом?
– Реализовывать федеральные и международные программы, связанные с продвижение русского языка в России и за рубежом. Мы приступили к созданию электронной школы русского языка – современного дистанционного лингвистического продукта, позволяющего самостоятельно овладеть языковыми навыками без участия преподавателей, проверить и развить знания детей-билингв. Аналогов такой работы в области электронной педагогики пока нет, она уникальна. На портале «Образование на русском» также доступны курсы для подготовки и повышения квалификации учителей, преподающих русский.
Институт является базовой организацией для преподавания русского языка в странах СНГ, мы проводим совещания, очные и заочные встречи с педагогами и организаторами образования. В рамках этой деятельности родилась молодежная акция «Послы русского языка в мире», призванная пропагандировать российскую культуру даже в удаленных уголках государств СНГ. Наши послы – лучшие из лучших студентов, прошедших строгий отбор, для которых гуманитарные ценности, любовь к Родине – на первом месте. Как оказалось, успешная инициатива востребована не только в дальнем зарубежье, но и в регионах России, что, как мы надеемся, позволит повысить уровень интереса к русскому языку и его изучению, обеспечить единство страны и ее устойчивое развитие, конкурентоспособность граждан.
Очень важно для нас участие в разработке Концепции преподавания русского языка в школе, которой руководит С.Е.Нарышкин, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Обеспечить эффективное преподавание в многоязычных аудиториях – непростая, но очень актуальная задача. В настоящее время мы готовим цикл семинаров для повышения квалификации педагогов в российских регионах.
Многие зарубежные проекты связаны с продвижением русского языка за рубежом, здесь нашим основным партнером является Россотрудничество. Мы создали программу поддержки билингвальных детей наших соотечественников и педагогов, которые с ними работают.
Ежегодной становится Олимпиада по русскому языку как иностранному. Эта традиция была заложена В.Г.Костомаровым, мы ее лелеем, развиваем и продолжаем. В 2015 году состоялась уже XIII Олимпиада, на финал которой приехали 200 иностранных школьников.
Совершенно новый «внутрироссийский» проект направлен на повышение качества использования русского языка в профессиональных целях. Это касается публичных выступлений, документооборота, общественных коммуникаций. Наша задача – внедрить идею, что грамотная речь сотрудников компаний – неотъемлемая часть имиджа, визитная карточка как работника, так и организации. Уверены, что требования работодателя для поступления на должность и прохождения по карьерной лестнице должны непременно включать испытания по письменной и устной коммуникации. Надеемся, что к этому процессу в ближайшее время присоединятся госкорпорации и крупный бизнес.
– На Ваш взгляд, престижна ли среди выпускников школ сегодня профессия учителя русского языка и литературы?
– Я не согласна с бытующим мнением, что в филологи идут самые слабые выпускники. У вузов с классическим качественным гуманитарным образованием проблем с набором студентов не возникает. Что касается нашего института, мы попадаем в десятку лучших вузов страны по качеству приема: к нам поступают дети с самым высоким баллом ЕГЭ. Выпускники сегодня ориентируются не только на образ профессии, но и на статус образовательной организации. Можем утверждать с радостью, что к нам приходят лучшие из лучших – россияне (половина из них – москвичи, что о многом говорит) и иностранцы (на бакалавриате их 30%, в магистратуре – 50%).
Убеждена, что профессия филолога требует обширных компетенций и множественных личностных качеств, которые формируются постепенно: чувство языка, любовь к слову и родной словесности, творческие способности, навыки коммуникации. Помочь детям в себе это почувствовать и развить – важная профориентационная задача школы.
Помимо филологии, наши выпускники востребованы в качестве редакторов, корректоров, специалистов по устной и письменной коммуникации. Дополнительный рынок труда для выпускников – работа с детьми- билингвами, преподавание русского языка за рубежом. В следующем учебном году планируем открыть отделение журналистики, что также будет интересно для будущих абитуриентов. Гарантии трудоустройства сегодня могут базироваться только на глубине и фундаментальности образования, поэтому приветствую инициативы Министерства образования и науки РФ по повышению требований к качеству преподавания в вузах.
– При таком загруженном рабочем графике, масштабности задач удается ли находить время для семьи, для себя?
– С этим сложно, практически не бывает отпусков, выходных. Сейчас – время заниматься институтом, стратегическим планированием деятельности. Редкие часы удается проводить с семьей (к счастью, домочадцы относятся с пониманием), заниматься спортом – плавать в бассейне. Но работа и воплощение в жизнь планов доставляет такое удовольствие, что нервная система отдыхает на моделировании будущих проектов, анализе хода текущих работ. Потом настанет другой период, надеюсь, со временем удастся сформировать иной график, включающий плановый отдых, занятия физкультурой и рисованием.
– У Вас есть мечта, которую хотелось бы непременно осуществить?
– Да, и она тоже связана с педагогической деятельностью. Задумываюсь об открытии образовательного учреждения полного дня по модели, которая позволяла бы очень бережно относиться к детству, соблюдать его экологию, наряду с общеобразовательной, внедрять специальные программы. Мечтаю, чтобы дети в такой школе учились читать, писать, рисовать, непрерывно общаясь с природой, сидя на траве, развивали творческое начало, занимались ручным трудом, раскрывали коммуникационные способности, а педагоги помогали им строить гармоничную личность. Очень хотелось бы создать территорию детства, счастья, воспитания и образования, верю, что однажды это получится.