Белла Дижур в творчестве Андрея Вознесенского

Белла Дижур в творчестве Андрея Вознесенского

Опубликовано: “Литературная газета”, 2003 год
Автор:Владимир Блинов, соб. корр. «ЛГ» по Уралу

ПОКЛОН УРАЛЬСКОЙ ГОЛГОФЕ

Андрей Вознесенский в Екатеринбурге

Вадим ОСИПОВ (Екатеринбург)

«Думается, что моя жизнь была не напрасной, хотя бы потому, что мне удалось спасти от уничтожения кусок деревянной решётки, той, на которую глядели перед смертью убиенные Романовы в Ипатьевском подвале. Именно она отразилась в их глазах…» Так писал Андрей Вознесенский, вспоминая давний приезд в Екатеринбург, тогда ещё звавшийся Свердловском. Благочестивым взглядом смотрит поэт на новый Храм-на-Крови, вознёсшийся совсем недавно на том самом месте, где стоял тот мрачной памяти особняк, детали которого и доныне бережно и памятно сохраняются в частных собраниях и в музеях. До «Уральской Голгофы» – рукой подать от филармонии, где на днях прошло выступление Андрея Вознесенского.

Для екатеринбуржцев это, можно сказать, поэтический юбилей: 75 лет назад город посетил другой поэт-горлан, Владимир Маяковский. Именно с этого времени можно отсчитывать знаменательные литературные события, встречи читателей с классиками современности.

Зал был полон, и стоя аплодировали мэтру не только те, кому за шестьдесят, но и сегодняшние студенты гуманитарных и технических вузов города. Произошла своеобразная встреча прошлого с будущим: ведь именно молодым, чьё творчество начинается в XXI веке, тянуть и развивать традиции Вознесенского и Евтушенко, Рубцова и Кузнецова, Соколова и Луговского, Тарковского и Ахматовой…

Завидна память Андрея Андреевича. Он читал и новейшие экспериментальные произведения, и – по просьбам слушателей – давнее, полюбившееся, всплывающее в памяти тех, кто рвался попасть на стадионы и в аудитории, где происходили массовые поэтические вечера. И с особым вниманием слушали екатеринбуржцы «Неизвестный – реквием в двух шагах, с эпилогом», посвящённый А. Вознесенским скульптору Эрнсту Неизвестному, земляку уральцев, и его маме Белле Абрамовне Дижур, также екатеринбурженке, ныне проживающей в Нью-Йорке. Кстати, уже проживая за океаном, Б. Дижур стала лауреатом одной из престижных премий, а в прошлом году «распечатала» своё 100-летие.

Стихи, стихи, стихи, вопросы, записки, цветы. А ещё – прекрасный видеоряд, представленный на экране с помощью компьютерной техники поэтом Виталием Кальпиди, специально приехавшим на поэтический праздник из Челябинска.

Ведущая вечера назвала около десятка фирм, предприятий и частных лиц, способствовавших реализации данного проекта и приезду Андрея Вознесенского в столицу Урала. «Браво и спасибо», – сказала она спонсорам. И им, конечно, спасибо, но в первую очередь – виновнику торжества поэту Андрею Вознесенскому.

 

Неизвестный — реквием в двух шагах, с эпилогом
Памяти лейтенанта Советской армии
Эрнста Неизвестного, павшего
в атаке 2-го Украинского фронта

Лейтенант Неизвестный Эрнст.
На тысячи верст кругом
равнину утюжит смерть
огненным утюгом.

В атаку взвод не поднять,
но сверху в радиосеть:
«В атаке — зовут — твою мать!»
И Эрнст отвечает: «Есть».

Но взводик твой землю ест.
Он доблестно недвижим.
Лейтенант Неизвестный Эрнст
идет
наступать
один!

И смерть говорит: «Прочь!
Ты же один, как перст.
Против кого ты прешь?
Против громады, Эрнст!
Против —
четырехмиллионнопятьсотсорокасемитысяячвосемь-
сотдвадцатитрехквадратнокилометрового чудища
против, —
против армии, флота,
и угарного сброда,
против —
культургервышибал,
против национал-социализма,
— против!

Против глобальных зверств.
Ты уже мертв, сопляк?..
«Еще бы», — решает Эрнст
И делает
Первый шаг!

И Жизнь говорит: «Эрик,
живые нужны живым.
Качнется сирень по скверам
уж не тебе — им,

не будет —
1945, 1949, 1956, 1963 — не будет,
и только формула убитого человечества станет —
3 823 568 004 + 1,
и ты не поступишь в Университет,
и не перейдушь на скульптурный,
и никогда не поймешь, что горячий гипс пахнет
как парное молоко,
не будет мастерской на Сретенке, которая запирается
на проволочку,
не будет выставки в Манеже,
и 14 апреля 1964 года не забежит Динка и не положит на
гипсовую модель мизинца с облупившимся маникюром,
и она не вырвется, не убежит
и не прибежит назавтра утром, и опять не убежит,
и совсем не прибежит,
не будет ни Динки, ни Космонавта (вернее, будут, но не
для тебя, а для белесого Митьки Филина, который не
вылез тогда из окопа),
а для тебя никогда, ничего —
не!
не!
не!..

Лишь мама сползет у двери
с конвертом, в котором смерть,
ты понимаешь, Эрик?!
«Еще бы», — думает Эрнст.

Но выше Жизни и Смерти,
пронзающее, как свет,
нас требует что-тотретье, —
чем выделен человек.

Животные жизнь берут.
Лишь люди жизнь отдают.

Тревожаще и прожекторно,
в отличие от зверей, —
способность к самопожертвованию
единстенна у людей.

Единственная Россия,
единственная моя,
единственное спасибо,
что ты избрала меня.

Лейтенант Неизвестный Эрнст,
когда окружен бабьем,
как ихтиозавр нетрезв,
ты спишь за моим столом,

когда пижоны и паиньки
пищат, что ты слаб в гульбе,
я чувствую,
как памятник
ворочается в тебе.

Я голову обнажу
и вежливо им скажу:

«Конечно, вы свежевыбриты
и вкус вам не изменял.
Но были ли вы убиты
за родину наповал?»1964
= = = = =

https://www.chitalnya.ru/work/1748745/