Карин Бойе (Karin Boye)
АвтоГрафия:
Карин Бойе родилась 26 октября 1900 года, в небольшом шведском городке Гетеборг. Семья Бойе была родом из Богемии. Мужчины в этой семье занимались в основном экономической или финансовой деятельностью, как в Европе, так и в Южной Америке.
Отец Карин Бойе, Фритц, был старшим сыном в семье. Он учился на инженера-строителя в Гетеборгском Техническом Училище, работал чертежником и проектировщиком, но потом занялся страховым бизнесом. Его женой стала служащая его офиса, Синь Лильестранд, жизнерадостная энергичная женщина, которая была на 18 лет его моложе. Карин была первым ребенком в семье. В детстве ее образованием занималась мать, которая увлекалась классической европейской литературой и испытала на себе влияние учения спиритуализма и восточных религий. Отец почти не участвовал в воспитании детей, потому что с ним часто случались нервные расстройства.
Карин училась в частной средней школе в Гетеборге. Ее первой учительницей была Фрекен Мимми Агард, которой никто из ее учеников так не запомнился, как Карин Бойе: “Она была уверенной, отзывчивой девочкой, намного одареннее своих одноклассников. Она знала ответы почти на все вопросы”. У Фрекен Агард сохранились некоторые из детских рассказов Карин Бойе. В том числе и “Рассказ про Крокус”, который Карин написала в семилетнем возрасте.
“Рассказ про Крокус”
“У мальчика был маленький крокус. Внутри растения жил маленький эльф, который обладал магическими чарами. Крокус был желтым и очень хорошеньким. Но пришла осень, и растение стало вянуть. Крокуса (так звали эльфа) подумала, что это отвратительно, и улетела. А крокус завял. Вы когда-нибудь видели, как опадает крокус?”.
В 1909 году семья Карин Бойе переехала в Стокгольм. Карин перешла в новую школу и там познакомилась с некоторыми девочками, схожими с ней по темпераменту. Они вместе зачитывались произведениями Александра Дюма, Редьярда Киплинга, Герберта Уэльса, Мориса Метерлинка, а также Рабиндраната Тагора. И именно поэзия Рабиндраната Тагора оказала влияние на совсем еще юную Бойе. Она увлеклась индийской мифологией, изучала Буддизм и старательно пыталась выучить санскрит. Когда во время урока учитель истории, Лидия Вальсторм, позволила себя несколько пренебрежительных замечаний по поводу Буддизма, Карин Бойе подняла руку и строго сказала: “Я буддистка”.
В течение последних двух школьных лет Карин Бойе разочаровалась в Буддизме и обратилась к Христианству. Многих ее одноклассников этот шаг поразил, потому что все знали, что раньше она говорила о Христианстве только с презрением и цинизмом. Но Буддизм все же оказал жизнеопределяющее влияние на нее, и именно с Буддизмом в ней появились осознание и ощущение собственной внутренней свободы.
Летнее время Карин проводила в христианских лагерях, где у нее возникли трепетные дружеские отношения с другими девочками и женщинами, работающими и отдыхающими в этих лагерях. Тогда в ее жизни появились две женщины, которые стали особенно важными для нее.
Агнесс Феллениус, ее одноклассница, с которой она делилась своими секретами, из-за проблем в семье не справлялась с учебой. Карин помогала ей, и с ее помощью Агнесс выдержала выпускные экзамены в школе.
Другим человеком, оказавшим сильное влияние на Бойе, была Анита Натхорст, которая была на 7 лет старше Карин. Она была студенткой теологического факультета гуманитарных наук в Университете Упсала.
В 1920 Карин Бойе стала студенткой Университета Упсала и руководительницей в группе летнего лагеря, в котором также работала и Анита Натхорст. Именно она вызвала в Карин страх перед человеческими страданиями и неприятие тех чувств, которые и привели ее в Буддизм.
Настоящим испытанием для Карин стало осознание своей чувственности, осознание того факта, что сексуальный интерес у нее вызывали женщины, а не мужчины. Под влиянием этого открытия, которое привело ее к душевному надлому, Карин Бойе написала свой первый сборник стихов “Облака” (“Moln”), вышедший в 1922. Именно в стихах этого периода она развивала основные свои образы, работала над формами, искала свой стиль. После выхода сборника многие критики приняли его достаточно благосклонно, хотя один молодой рецензент написал: “от томика стихов, на котором стоит женское имя, нельзя многого ожидать”.
В Университете Упсала Карин изучала греческий язык (“для того, чтобы читать Платона в оригинале”), исландский (для того, чтобы переводить древнескандинавскую поэзию, песни Эдды) и историю литературы, которая совершенно не оправдала ожиданий Карин.
В школьные годы у нее был роман с поэтом Нильсом Сванбергом. Но их роман был недолгим. Отчаянное стремление Карин к “нормальности”, страдания от осознания своей гомосексуальности придавали ее стихам особую тональность трагичности.
Вторая книга стихов “Сокрытая Земля” (“Gomda land”), выпущенная в 1924, и критиками, и самой поэтессой оценивалась выше, чем предыдущий сборник. Стихи этого периода стали сильнее, увереннее, но трагичнее и мрачнее. Особое влияние на сборник оказало увлечение Карин психоанализом и Фрейдом. “Сокрытая земля” – это подсознание, это изнанка души. На стихи Бойе значительное влияние оказала также древнескандинавская поэзия (песни Эдды). Она подсказала ей сюжеты и образы некоторых стихотворений; ее влияние заметно в эстетике Бойе, в частности, в ключевом понятии “прямоты” – rakhet.
Основным конфликтом поэзии Карин было страстное желание свободы и уверенности в собственных силах и осознание невозможности личной свободы. Единственный способ существования в этом мире и обществе – подчинение общим правилам, а не своему “я”.
Третья книга стихов “Очаги” (“Hardarna”), вышедшая в 1927, навеяна вдохновением, посетившим Карин в годы ее учебы в Университете Упсала.
Ласточка – вот, пожалуй, верное слово для поэзии Карин Бойе. Она не обладает силой орла; мах ее крыльев не имеет той широты и дерзости; но она не принадлежит и к серой, болтливой породе воробьев. Она летит высоко и красиво, и ветер шумит в ее трепещущих крыльях…
После смерти отца, который скончался от рака, и окончания Университета Карин Бойе переехала в Стокгольм, где и занялась психоанализом. Исследования и работа так поглотили Карин, что она забыла о своих проблемах и переживаниях. Под воздействием психоанализа она стала задумываться о браке, а также всерьез заинтересовалась радикальными идеями.
Лиэф Бьорк, начинающий поэт, так же, как и Бойе, увлекался учением Фрейда. Они познакомились с Карин еще в Университете. Вскоре они поженились. Молодые супруги вместе ездили в Советский Союз, который поразил Бойе. По возвращении из Советского Союза она написала роман-антиутопию “Каллокаин”, изданный в 1940.
Брак с Лиэф Бьор продлился недолго. Они развелись в 1931 году. После развода у Карин были мимолетные романы. Однако это не спасло ее от жуткой депрессии. От друзей она узнала адрес психоаналитика в Берлине, Вальтера Шиндлера. Он считал случай Карин почти безнадежным. После двух месяцев безрезультатного лечения и резких приступов депрессии Карин обратилась к другому психоаналитику, Грете Лампл.
В Берлине Карин Бойе работала редактором шведского авангардного литературного журнала “Спектр” (“Spectrum”). Гонорар за статьи был невелик, и Карин едва сводила концы с концами. Однако бедность не мешала ей посещать берлинские театры и кафе, где она познакомилась с многими представителями левых и правых.
В Берлине у Карин Бойе был роман с Марго Ханель. Она была на 12 лет моложе Карин. У этого романа был печальный конец. Бойе вновь погрузилась в депрессию.
В период с 1933 по 1938 Карин увлекалась прозой. В ее новеллах “Кризис”, “Астарт” и “Мэрит просыпается” основная сюжетная линия заключается в теме противоречий сильной женщины и слабого мужчины. Эти произведения скорее можно назвать коммерческими, нежели художественными. Их структура и стиль достаточно схематичны и просты.
В 1934 Карин вернулась в Швецию и купила небольшую квартирку в Стокгольме. Она пригласила Марго Ханель приехать из Берлина и жить у нее. После приезда Марго Карин чувствовала себя спокойной, уверенной и защищенной. Но ревнивая Ханель всячески старалась привязать Карин к дому и устраивала ей скандалы всякий раз, как Карин собиралась идти на встречу с друзьями литераторами. Бойе приходилось успокаивать ее, терпеть все ее капризы и выходки. Отношения с Марго позволили Карин дать выход той жажде жертвенности, которая была свойственна ее характеру, и чувству материнства; Марго стала для Карин ребенком, которого у нее никогда не было.
И хотя у пары было много проблем, они долгое время оставались вместе, потому что их связывали жизненные трудности, которые они преодолевали вместе на протяжении долгого времени.
В 1935 году вышла четвертая книга поэзии Карин Бойе “Ради дерева”, которая вызвала противоречивые отзывы критиков. Однако почти все сходились во мнении, что в поэзии Карин появилось тяготение к модернистскому верлибру. В этом сборнике стихов поэтесса вновь обращается к своим ранним темам и мотивам. Но уже с неоклассической сдержанностью и строгостью. Белый стих создает ощущение, что поэт намеренно лишает свои стихи рифмы и метра для того, чтобы ближе приблизиться к истине. В сборнике “Ради дерева” политический радикализм сменился индивидуально-личностным взглядом на мир и на мировую реальность.
Летом 1940 года Карин все чаще стала общаться с Анитой Натхорст, которая умирала от рака кожи. Бойе, которая все еще была влюблена в нее, часто приезжала в Алингсас, чтобы ухаживать за ней.
Последний год жизни поэтессы был полон трагических конфликтов с самой собой. Понимая всю глубину своего чувства к Аните Натхорст, Карин также осознавала, что любовь эта была безответной.
23 апреля 1941 года Карин ушла из дома в Алингсасе, взяв с собой только снотворное. Несколько дней спустя случайный прохожий обнаружил ее тело недалеко от главной дороги. Месяц спустя с собой покончила Марго Ханель, отравившись газом. Анита Натхорст умерла от рака в августе того же года.