Дорис Карэва
Дорис Карэва родилась в Таллине в семье композитора в 1958 году. Среднее образование она получила в Таллиннской 7-й средней школе (ныне Английский колледж), элитарном для тех лет учебном заведении. Затем училась в Тартуском университете на отделении английской филологии, которое окончила в 1893 году. В 1980-х годах подверглась политическим преследованиям за свои диссидентские взгляды, в 1988-1989 годах входила в состав радикального литературного объединения “Веллесто”. Работа ла корректором, журналистом. С 1992 года занимает пост секретаря Эстонской комиссии ЮНЕСКО.
В поэзии Карэва дебютировала в 1977 году, придерживаясь поначалу традиционной рифмованной строфики, а затем всё больше склоняясь к свободному стиху. Её манера необычайно хрупка и чувствительна, исполнена душевной чистоты, жажды прекрасного.
Ранние стихи Дорис Карэва – это стихи девочки-подростка с тоской по высокой любви и противостоянием школьной рутине. Но скоро в её творчестве происходит реши тельный перелом, стихи наполняются глубоким содержанием, появля ются в них и патриотические мотивы. Своеобразным итогом этого быст рого развития можно считать её стихотворение 1987 года, в котором содержатся такие строки: “Ах, никогда и нигде не бываем мы ближе к самим себе,/нигде не бываем столь свободны и столь одиноки,/как во сне и в стихах,/ – и, возможно, в любви”. Здесь произнесена главная для её творчества триада – сон, стихи, любовь. Эти три главных понятия лучше всего характеризуют поэтический мир Д. Карэва.
Значительная часть её стихов посвящена теме любви, выражению разных оттенков любовных переживаний. Любовь, как отмечали многие критики, – главный источник её творчества. При этом, касаясь глубоко личного и интимного, Д. Карэва всегда останавливается у известного предела, предпочитая язык недого воренного, невысказанного. В любовной теме она во многом следует за своей знаменитой предшествен-ницей Марией Ундер, но есть между ними существенное различие: если у Ундер в стихах о любви много раскован ности и откровенной эротики, то Д. Карэва более сдержанна и целомудренна.
В сборниках “Тень и мотив” (1986) и “Взамен мира” (1992) поэтическая палитра Д. Карэва заметно расширяется, в её стихах всё чаще слышатся элегические, и даже трагические мотивы, возникает тема смерти. Смерть осмысляется ею как некий крайний предел, отбрасывающий сильный очистительный свет на всё сущее, придающий жизни новое, досе ле неведомое значение. Дорис Карэва всегда была любимицей читающей публики. Потому, может быть, что она пишет о вещах, которых не избежать в жизни никому, даже самому закоснелому технократу, – о сне, о поэзии, о любви.
Автор семи поэтических сборников, член Союза писателей Эстонии. В переводе на русский язык стихи Дорис Карэва печатались в журналах “Таллинн”, “Радуга”, “Дружба народов”, в “Литературной газете”. В 1989 году издательством “Ээсти раамат” выпущен сборник ее стихов на русском языке — “Откровение”.