Женская поэзия

Алексеева (Девель) Лидия

Оригинал материала находится по адресу:
http://st-nikolas.orthodoxy.ru/biblio/rv/50_1990/5090_05.html
Источник: журнал "Русское Возрождение", №50 1990(II)



СОРОКОЛЕТИЕ СВЯТО-СЕРАФИМОВСКОГО ФОНДА
М. А. Холодная

«...Не быть в России, чабыть Россию — может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри — тот потеряет ее вместе с жизнью».
Марина Цветаева


Сороколетие Св. Серафимовского Фонда мы считаем от его возникновения в Нью-Йорке в 1950 году, хотя следовал о бы считать год обретения (нахождения) иконы преподобного Серафима в 1945 году в Мюнхене (Германия) в доме «Милосердный Самарянин».
Почему эти две организации, возникшие в разных частях света и носящие разные названия, могут иметь общее начало в 1945 году? Общим их корнем является небольшая икона преп. Серафима Саровского Чудотворца, найденная нами в Мюнхене в бывшем партийном гитлеровском доме. Нахождение ее было воспринято нами как знак, как чудо, как благословение преподобного Серафима на то, что мы намеревались делать.
Вот описание этого события, взятое из брошюры, посвященной десятилетию храма преп. Серафима в Нью-Йорке.


ИЗ МОИХ ВОСПОМИНАНИЙ


Был 1945 год. Бавария-Мюнхен был центром, куда сбежались русские люди, спасаясь от советских репатриационных комиссий. В то время мы, бывшие советские граждане, были в положении негров во времена «дяди Тома». Нам трудно было найти защиту даже у американских властей, недоумевавших, почему русские, особенно власовцы, не хотят ехать домой, предпочитая лучше умереть в чужом краю.
Все мы были бездомные, несчастные и искали утешения в слове Божьем. На помощь нам в деле утешения от всех невзгод и лишений стала выделяться личность о. Александра Киселева. Он бегал по всем американским учреждениям. Иногда он ставил меня в очередь перед одним учреждением, а сам бежал и становился в очередь перед другим. Так ему удалось выхлопотать разрешение на получение в свое распоряжение одного полуразбитого бомбами здания, в котором недавно помещался штаб эсэсовцев. В этом здании о. Александр решил основать церковь, гимназию, общежитие и дешевую столовую. Нужно было найти наших людей, которые бы согласились вычистить это здание и помочь его исправить и сделать годным для вышеозначенных целей.
В числе чистильщиц нижнего этажа была я и еще одна молодая женщина, по имени Валя. Мы с ней работали рядом, очищая пол от массы разбросанных бумаг, обильно политых дождевой водой, так как крыша, потолки и окна были разбиты и дождь свободно проникал во все этажи.
Однажды, поворачивая лопатами липкую массу мокрых бумаг, мы с Валей заметили между этими бумагами образок Св. Серафима Саровского. Он тоже был покрыт грязной влагой и к нему прилипли куски бумаги. Мы были очень удивлены этой находкой в таком месте. Побежали с этим образком разыскивать о. Александра. Нашли его наверху, где он с другими мужчинами прилаживал бревна для крыши. Отец Александр увидел в этом предзнаменование. Он взял иконку, вымыл ее и послал собрать всех остальных работающих в доме. Отслужили молебен пред этой иконкой и решили основать церковь имени этого святого.
Скоро здание было приведено в порядок и в нем основана церковь. На литургии, когда о. Александр поминал о здравии, он поминал и наши с Валей имена. Мы были благодарны Богу и радовались, чувствуя себя виновницами вышеописанного случая.
Из Мюнхена икону перевезли в эту церковь в Америку, где она сейчас и находится.
Пусть же Бог благословит это дело и его основателя на многая лета!

София Стрельникова




***

Св. Серафимовский Фонд был основан в 1950 году. Его название связано с событием, происшедшим в 1945 г. в Германии. На пожарищах второй мировой войны в Мюнхене был создан дом «Милосердный Самарянин». В этом полуразрушенном здании, где началась наша деятельность, был найден образок Преподобного Серафима Саровского. Икона впоследствии была перевезена в Нью-Йорк. В память этого события и в знак как бы продолжения той же помощи русским на чужбине и был основан Свято-Серафимовский Фонд.
«Как-то на одном русском общественном собрании», сказал отец Александр Киселев, «я познакомился с др. Валентиной Павловной Вассон; она показалась мне глубоким и внимательным человеком, и я решил привлечь именно ее к осуществлению моей идеи — созданию общества духовной помощи тем русским людям, которые в эти годы в очень большом количестве эмигрировали в Америку». Впечатление не обмануло о. Александра. Др. Вассон не только оказалась способной загореться желанием послужить делу помощи, но и сумела из обширного круга своих знакомых привлечь нужных людей.
Осенью 1950 г. Фонд был заинкорпорирован и получил все права для ведения общественной работы. Первые шаги были направлены на религиозно-просветительную деятельность среди студенческой молодежи. Собирались в маленькой квартирке Киселевых, слушали доклады, горячо дискутировали. Начатое дело ширилось, захватывало новых людей. Были проведены первые встречи молодежи в гор. Наяке у Лопухиных и в Сиклифе у о. Алексея Ионова. Потом были устроены первые летние съезды Русского Студенческого Христианского Движения (в Вайтстоне, Сиклифе и на Френч Фарме) под Нью-Йорком.
Сейчас даже не верится, что 40 лет тому назад можно было собрать на подобные встречи до 200 русских студентов. Работа развивалась. Встречи-съезды устраивались в Бостоне, Вашингтоне, Чикаго и впоследствии даже в Калифорнии. Издавался свой постоянный Бюллетень. Из Европы приезжали гости-лекторы.
В 1951 году удается получить постоянное помещение для нашей деятельности, в Епископальном церковном доме на 99 улице, около Бродвея. Там нам суждено было прожить 14 лет. Постоянное помещение раздвигает рамки нашей работы: создается русская школа, в которой число учащихся впоследствии достигло 90 человек, курсы Закона Божьего, русского языка, литературы и истории для молодежи гимназического возраста (они даже издавали на ротаторе свой журнал «Рассвет»), оркестр струнных инструментов (под руководством Максима Максимовича), театральные группы (которыми руководили Л. И. Габовский и Т. А. Ливицкая) и многое другое.
Летом 1950 и 1951 гг. на берегу моря в Сиклифе арендуется дачка, которая вмещает больше молодежи, чем это возможно по законам человеческого естества. Бедно там было, набиты были, как сельди в бочке, но было полезно и хорошо для души. Летом 1952 г. нанимается уже большая дача, недалеко от Толстовской Фермы, где впервые создается подобие детского лагеря.
В1953 г. происходит долгожданное событие—нам удается приобрести собственное поместье «АККОРД». Тут необходимо упомянуть, кому мы обязаны такой возможностью. Ныне покойный Р. Р. Банг из скудных своих средств, и несмотря на то, что сам уже был болен, дает нам заимообразно пятнадцать тысяч долларов на эту покупку. С этого момента начинается 17-летний период очень интенсивной деятельности, связанной с освоением и приспособлением для наших целей этого чудного места, лежащего в 90 милях на север от Нью-Йорка, и лагерной работы в нем. «Аккорд» — это целое поместье (50 акров земли) с церковью, лесом, полями, большим бассейном для плавания, спортивными площадками, сараем, превращенным в настоящий театр, библиотекой... словом, когда это место летом наполнялось людьми, то оно превращалось в целый городок. Но не так выглядело это место, когда мы его купили. Туда много вложено денег и еще больше труда и жертвенной любви. Работали мы все, «осваивая» «Аккорд», особенно молодежь, с восторгом. Сколько было вложено труда—перечесть нельзя. Сколько удовлетворения дал нам этот труд — тоже не поддается учету. Чистили, вырубали, выжигали. Сколько камня перевозили, чтобы создать цементный пол в огромном сарае, ставшем театром, сколько вырыли канав и построили спортивных площадок! На этих площадках и спортивном поле не только играли сами, но там устраи-
вали волейбольные состязания, на которые приезжали команды и зрители из разных городов. Душой этих состязаний были: Алеша Киселев, Миша Лопухин, Олег Шаповалов.
Было много труда, дававшего радость. Были трудности, но и большие радости. Достаточно вспомнить ликование всех от мала до велика, когда «Аккорд» обогатился большим бассейном, пригодным даже для состязания в плавании.
Таким было это место, служившее русскому делу 17 лет, в течение которых родились и пришли в лагерь дети тех, кто его строил. Этому времени посвящено стихотворение поэтессы Ольги Николаевны Анстей:


СТРОИТЕЛЬСТВО СЕРАФИМОВСКОЙ ВЕСИ


Когда чужбинную возделывает новь
Не честолюбье, не самоуслада,
А к юной поросли людского сада
Суровая и зоркая любовь,
Когда строитель воздвигает град
Не ради славы и не для покою —
То явственно нам камни говорят,
Что водит Бог сей строящей рукою.


Своего расцвета лагерь достигает к 1962 г., когда число детей, перебывавших за лето в лагере достигло 282-х человек. Но, конечно, не количество определяет качество лагерной жизни, а то духовное обогащение, которое дети выносят из лагеря. Особенно много сделал для педагогической работы в лагере Володя Одайник, самый вдумчивый из лагерных руководителей. В лагерной жизни очень многое зависит от состава руководителей. Именно в этой области работа в американских условиях очень затрудняется тем, что все, не исключая и гимназической молодежи, устремляются на летние заработки. Это положение явилось главным препятствием в подготовке новых кадров молодых руководителей. Несмотря на то, что мы годами работали, мы не смогли, за очень малым исключением, вырастить и обучить себе смену. Однако мы бились и не без успеха: воздействие доброй среды более старших хорошо влияло на младших. Создавалась тяга к добру и совести, к сохранению своей веры, родного языка.

Наблюдая жизнь детей в лагере, поэтесса Лидия Алексеева написала ниже приведенное стихотворение:


Облака плывут спокойно,
Свежий ветер стих в кустах,
Высоко на мачте стройной
Чуть струится русский флаг.
И его ручей трехцветный
Стянут накрепко крестом
И растет под ним заветный
Нашей смены новый дом.


В те годы, первые годы эмиграции в Америке, почти для всех был труден материальный вопрос. Возможность получить стипендию для детей, т.е. быть принятым в лагерь со скидкой уже дешевой платы, или быть принятым совсем даром, был очень важный вопрос для многих.
За первые десять лет работы лагеря более 400 детей получили стипендию, на что было потрачено Фондом приблизительно 40.000 долл.
Чтобы иметь возможность оказывать такую помощь, мы обращались к русской и американской общественности, от которой встречали неизменно теплый отклик. Особо большая денежная поддержка исходила от благотворительных начинаний, для успеха которых многие и много трудились; главным образом, это были: В. П. Вассон, Б. В. и Г. Б. Сергиевские, князь А. П. и княгиня Е. Г. Оболенские, А. Б. Миллер, Т. В. Хеккер, А. Л. Паркинсон. Но какой статистикой можно передать то горячее биение человеческого сердца, движимого любовью, желанием делать общее дело для общей пользы! Много такой любви проливалось в «Аккорде», потому и много добрых дней знало это место. Разве можно упомнить всех потрудившихся на протяжении семнадцати лет! А если и можно, то не хватит места. Каждый, кто что-то сделал в «Аккорде», уже получил награду свою от того внутреннего удовлетворения, которое в связи с этим пережил. Вспомнить всех, кого сможем, хотим не ради награды или похвалы, а ради того, чтобы подтвердить, что многие тогда в «Аккорде» вкусили радость служения, созидания, отдачи своего ради общего. Как не вспомнить добром Антонину Владимировну, годы кормившую нас, большую труженицу, а К. Л. Батаровича, мужа ее, который последние годы целиком отдал «благоукрашению» «Аккорда». Но «Аккорд» был и до них. Матушка Тамара Лукканен, одна из первых налаживала там хозяйство. Сколько сделали Черноморские, а Струков с женой и тещей, а Варвара Евлампиевна — талантливый администратор, а матушка Киселева—что обходилось без ее жертвенного участия? Л. И. Козякина, а супруги Жибер, приезжавшие из Калифорнии, чтобы «поработать» в «Аккорде». Безотказная А. И. Шмигельская, Наумовы, Пругло, Анстей, Нозарец, Обе, супруги Б. М. и М. В, Ледковские, супруги М. К. и Г. Н. Клуге, а старые друзья—«матушка Марита» Гизетти, или Оля Раевская, приезжавшие из Калифорнии, и еще, и еще, все те, кто жили большой жертвенной семьей, чтобы согреть и согреться у живого огня общей творческой жизни. Об этом ощущении хорошо написали супруги Жибер: «Каждый раз, уезжая отсюда, увозишь запас душевного тепла и добра».
При лагере сдавались комнаты, был пансион для отдыхающих, которые в той или иной мере тоже постепенно входили в круг общих интересов и жили общей жизнью. Для отдыхающих взрослых приезжали артисты из Нью-Йорка, были спектакли и хорошие концерты.
Годы 1955 и 1956 ознаменовались постройкой церкви по проекту архитектора А. А. Нератова. До того Богослужения совершались по-походному. Красиво поставленная церковь стала украшением «Аккорда». Строила церковь исключительно молодежь — как наша, так и гости-студенты из студенческой христианской федерации. Когда храм был построен и епископ Андрей приехал его освятить, это событие выросло в большое торжество, в котором приняли участие не только свои, но и широкая местная публика округа. Это событие хорошо описала А. В. Тыркова-Вилльямс:
«Еще одной русской церковью стало больше в США... из темной палатки, где пока помещалась церковь Св. Серафимовского лагеря, вышли три девочки в синих юбках и белых блузах. Прижимаясь друг к другу, сбиваясь с шага, волнуясь, смущаясь важностью своих Обязанностей, открыли они крестный ход, держа в руках маленькие иконки, обвитые зеленью. Они старались не отстать от подростка, который нес впереди них крест из жердей, тоже увитый зелеными ветками. Вслед за ними шел детский хор, шло духовенство во главе с епископом Андреем Болгарским — православное, старокатолическое, епископальное, протестантское ... Двигались они вдоль опушки леса к площадке, уже подготовленной для постройки церкви. Она строится на верху пригорка, откуда открывается красота Божьего Мира...» Но вот церковь построена и поэтесса Лидия Алексеева делится своими переживаниями около нее.


На холме у церкви, на рассвете
Просидеть блаженных полчаса...
Иногда чудесно жить на свете —
Этот щебет, холодок, роса...
За горою рденье огневое,
Миг — и солнца золотой поток,
И тепло прозрачное, живое,
Божьей лаской — греющее лоб,
И дымок от сохнущей скамейки,
И росой тяжелая трава,
И со сна и трепетны и клейки
Молодых березок кружева...
В лагере в лесу проснулись дети —
Утренние звонки голоса,
На холме у церкви на рассвете,
Как молитва эти полчаса.


Исключительно напряженная работа, которой только и можно было добиться успехов в «Аккорде», подорвала силы отца Александра, главного вдохновителя и работника. Он заболел и по выздоровлении уже не возвращался к непосредственной работе директора лагеря.
Вернемся к тому, что происходило в Нью-Йорке во время так называемой «зимней работы».
Наряду с той бурной деятельностью молодежи, которой однаменовалось наше водворение в епископальном доме на 99-й улице, там же стал создаваться наш молитвенный центр — устраиваться домовый храм, во имя Преподобного Серафима. Иконка, которая в свое время была найдена нами в Мюнхене, стала естественным центром нового храма. Фонд оплачивал расходы, связанные с устройством храма. Отец Александр дал много икон, сосуды, облачения. У нас получилось не совсем обычно. Не образовавшийся приход строил себе церковь, а возле строющейся церкви стал образовываться приход. Самым ценым вкладом нужно считать создание исключительного иконостаса группой иконописцев во главе с А. А. Нератовым. В эту группу входили и безвозмездно работали: Р. И. Нератова, Н. С. Николенко, К. А. Булит, М. Булеев и А. Никитин.
В этом же епископальном доме был большой театральный зал, вмещавший до 400 человек. Все больше и больше пользуясь этим залом, мы постепенно «овладели» им, превратив его в зал имени А. С. Пушкина.
В этом зале было посвящено много вечеров славным событиям из русского прошлого. Делалось это так хорошо, что служило к чести современного русского имени в Америке. Отмечалось 600-летие Андрея Рублева— гения русской иконописи, творчество Ф. И. Шаляпина, Анны Павловой, тут впервые читалась поэма Максимильяна Волошина «Св. Серафим»...
Сцена украшалась декорациями работ Добужинского, Дункеля, Одинокого... Тут ставились: «Синяя птица», «Конек Горбунок», «Барышня крестьянка», «Капитанская дочка», и т.д. с многими режиссерами, но главным образом с талантливой И. С. Федотовой... Вечера русского народного творчества. Старинные кадрили, хороводы, русская народная песня в исполнении молодежи, выученной В. М. Королевой. Перечисленное является только частью обширной деятельности тех лет.
Нужно вспомнить добрым словом и те наши «вечера», которые совмещали концертную программу, буфет и танцы с духом семейности и уюта. Они не были «бескорыстными», но стремились денежно поддерживать и новый храм и вышеизложенную деятельность. Начала устраивать «вечера» А. В. Тыркова-Вилльямс, а с ее отъездом продолжала их княгиня М. Н. Трубецкая.
На всевозможных концертах, вечерах, спектаклях, фестивалях, как в зале имени Пушкина, так и позднее в зале имени Рахманинова, сколько у нас перебывало артистов, музыкантов, певцов, начиная с всемирно известного Николая Гедда.
В 1955 г. по болезни ушел со своего поста первый председатель Фонда проф. М. М. Карпович, который своим авторитетом много сделал для начинающейся работы Фонда. Был избран новый председатель капитан Б. В. Сергиевский. В прошлом герой — военный летчик, известный общественный деятель и русский патриот, Б. В. Сергиевский оказал огромную помощь нашему Фонду.
В конце 50-х годов приютившие нас епископаты все чаще стали напоминать, что гостеприимство не может продолжаться бесконечно, и наконец, в 1963 году нам предложили освободить помещение. Хотя мы этого ожидали, но все же это было для нас страшным событием. Где в переполненном Нью-Йорке найти обширное и дешевое помещение? Где найти подходящий для покупки дом, а если и найти, то как его купить, если у нас имеется не более чем 10-я часть того, что он может стоить? События начали развиваться стремительно. Очень многие проявили трогательную заботливость и большую жертвенность. Результат трудов сказывался, необходимые средства росли. Но как бы мы, рядовые люди, не напрягали свои силы, нам никогда не удалось бы собрать нужную сумму. Дело решила помощь супругов Сергиевских. Дом, находящийся в нескольких кварталах от Колумбийского университета, был куплен! Началась его капитальная перестройка. Когда работа была в своем разгаре, выяснилось, .что ее стоимость превышает смету на десять тысяч долларов. Положение стало катастрофическим. Все наши источники помощи были исчерпаны до конца. Мы оказались в безвыходном положении. Встали перед объявлением банкротства начатого большого общественного дела. Эту надвигающуюся катастрофу горестно переживал о.Александр и ближайшие его помощники, знавшие положение дела. И здесь вновь и еще раз пришла помощь от Сергиевских — дело было спасено и доведено до конца.
В ознаменование этого при входе в дом укреплена мраморная доска, на которой золотыми буквами написано:

1965
ЭТОТ ДОМ СОЗДАН ПОПЕЧЕНИЕМ
Б.В. и Б.Г. СЕРГИЕВСКИХ,
МНОГИХ РУССКИХ ЛЮДЕЙ
И ИХ ДРУЗЕЙ

Хочется особенно подчеркнуть трогательную помощь самых наилучших из нас. Не только тех, которые приносили свои доллары буквально из последнего, но и тех, которые, как муравьи, несли в дом все, что только могли достать для убранства храма и дома, их имена знает Тот, Кто вдохновляет сердца людей.
Дом, купленный в 1964 году, в 1965 г. уже полностью был закончен! 11-го апреля — полное освящение храма, 5-го декабря — торжественное открытие дома, 11-го декабря — открытие зала имени С. В. Рахманинова.
Правильно будет сказать, что это было совершеннолетие нашего Фонда, он вырос в прочную русскую общественную организацию. Здесь уместно вспомнить, как Фонд определял свои задачи. «Наша задача, как свободной части русского народа, заключается в том, чтобы действительно, по удачной формулировке проф. Н. А. Ульянова, быть Россией за пределами России! Пусть же этот наш дом будет подворием гонимых на родине верующих людей, пусть будет он посольством, порабощенного русского народа!» (из речи о. Александра Киселева на открытии дома).
Нужно сказать несколько слов специально о зале имени Рахманинова. Этот небольшой (100 кресел), но с большим вкусом, по проекту архитектора Нератова отделанный зал, стал центром русской культурной жизни в Нью-Йорке. В нем ежевоскресно и чаще происходят лекции, концерты, разные собрания. Зал не только заполняется деятельностью самого Фонда, в нем проводятся собрания и другими русскими организациями, как например: русская академическая группа, литературный Фонд, Общество друзей русской культуры и др.
Наряду с публичными лекциями у нас происходят иногда встречи различных групп русской интеллигенции по признаку объединяющего их интереса. Такие встречи бывают иногда очень удачными и много дающими для осознания единства целей русских людей, живущих, к сожалению, часто разобщенной жизнью. Бывают встречи специально для студентов. Устраиваются циклы лекций, или семинары, посвященные одной теме.
В течение двух с половиной лет из церкви Преподобного Серафима передавалась по радио в Советскую Россию воскресная Литургия. Передавались не песнопения, записанные в студии, а передавалась сама молитва людей, облеченная в слова литургического текста, молитва собравшихся на эту специально совершаемую Литургию, чтобы молиться за страждущую родину, чтобы передать эту молитву «туда».
Эту особо важную деятельность осуществлял специальный комитет радио-передач Божественной Литургии в Россию. Членами комитета были: А. С. Кочубей, И. Г. Кононенко, А. А. Киселев, А. Б. Лед-ковский, Р. В. Сорокин, Т. С. Сорокина, Е. С. Трубецкой, Е. С. Трубецкая, М. А. Холодная.


В доме была библиотека-читальня и начато собственное, пускай скромное по объему, но нужное дело — книгоиздательство. Оно было названо «Путь жизни» в память существовавшего до 1935 года в городе Печеры (Эстония) издательства крестьянской православной молодежи, эмблемой которого была раскрытая книга с поставленной на ней маленькой псковской церквушкой.*


В каталоге издательства сказано:


Своей задачей Издательство ставит говорить о высоких вещах на доступном широкому читателю языке.
Издательство не преследует коммерческих целей и заинтересовано в продаже лишь такого количества книг, которого достаточно для покрытия расходов по изданию. Остальную часть книг мы отдаем для бесплатной передачи людям в России.
Мы абсолютно независимы, как в моральном, так и в материальном смысле и работаем ради славы Православия и русской культуры, во благо духовного обновления русских людей.


СОДЕЙСТВУЙТЕ ПЕЧАТНОМУ ПРАВОСЛАВНОМУ РУССКОМУ СЛОВУ!

СПОСОБСТВУЙТЕ ТОМУ, ЧТОБЫ ЭТИ КНИГИ
ПОПАДАЛИ В РУКИ РУССКИХ ЛЮДЕЙ
В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ!

Чеки просим адресовать:

Put'zhizni
St. Seraphim Foundation, Inc.
322 W 108 St. New York, N.Y.
10025 USA

Последние годы главным делом Свято-Серафи-мовского Фонда следует считать:
1. Журнал «Русское Возрождение», основанный в 1978 году. Издание журнала дело сложное, а браться за него приходилось людям, не имеющим соответственного опыта. Мы не рисковали обойтись без опытного редактора и приглашали людей, знающих дело, но не полностью отвечающих тому духу, в котором, по нашему убеждению, должен был развиваться журнал. Только спустя несколько лет мы смогли стать на свои ноги, имея редактором М. А. К. Холодную и редакционную коллегию в лице К. И. Киселевой, О. П. Ильинского, 3. В. Трифунович (секретарь редакции), Ю. В. Изместьева и Н. Н. Озерова.
Все двенадцать лет своего существования журнал в каждом номере публикует одно и то же изложение своих задач:



ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА

Журнал РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ставит себе задачу быть собирателем и глашатаем духовных чаяний нашего народа.
Воспринимая православное христианство и национальное самосознание как основные элементы нашего отечественного бытия, мы утверждаем необходимость их историософской неслиянности и нераздельности в нашем историческом будущем.
Мы исповедуем Православную Церковь не только как благодатный организм нашего спасения, но и как творческую силу нашей истории.
Журнал посвящается достижению великого русского церковно-земского примирения и согласия в России, в русской жизни и мысли.
Основываясь на православном и национальном самосознании, журнал будет бороться с клеветой, столь часто возводящейся на русскую нацию, на ее духовные устои, историю, культурные и государственные традиции.
Все, что духовно созвучно вышесказанному, что отражает процессы происходящего у нас на родине возрождения— литература, философия, история, проблемы государственной жизни или вопросы веры и Церкви, вопросы национального бытия и все, что с ними связано и из них вытекает — входит в круг интересов журнала.
Журнал будет освещать проблемы современного Запада в свете русского исторического опыта. Он будет блюсти чистоту русского яызка, как в моральном, так и в литературном смысле.
Мы — дети одной Церкви и сыны одного Отечества. Пограничные кордоны и тяжелая рука власти могут мешать, но не могут воспрепятствовать нашему общему делу, нашей единой любви, нашему братству.
С верой в правоту дела и надеждой на помощь Божию, мы приступили к изданию журнала, долженствующего отражать и осмыслять наше РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ.
Всю переписку, рукописи и подписную плату просим посылать по адресу издательства:


V. Rev. A. Kiselev Russkoe Vozrozhdenie — St. Seraphim Foundation, Inc.
322 West 108th Street
New York, N.Y. 10025 USA
Tel.: (212) 663-9093


2. Съезды православной русской общественности, начавшие собираться с осени 1977 года.
С тех пор каждый год, в разных местах, но всегда на первой неделе сентября, мы собираемся на Съезды.
В этом году он состоялся с 31 августа по 3 сентября в Свято-Троицком монастыре. В сущности своей — и цель, которую преследуют Съезды, и общий порядок их проведения, не изменились за эти годы. Они стремятся: «"Положить начало такому единению, создать круг людей не только единомышленных, но и направляющих свои действия, молитву и сердечное влечение к единственной цели: служить русскому православию и русскому народу — к этому делу и призвана наша нынешняя встреча."
Общей темой первого съезда была: "Современная русская действительноть и идеалы Св. Руси или Современность и вечные ценности". Съезд продолжался три дня, во время которых было заслушано 11 докладов. Каждый день начинался с ранней литургии. В последний день почти все участвующие говели и причастились Св. Христовых тайн. Съезд был первым опытом духовного подготовления к 1000-летию Крещения нашего народа, укрепления нас в лице нашей интеллигенции, в сознании нераздельности православия и культуры, в навыке церковной одухотворяющей жизни, без чего никогда не будет построена ни государственная, ни общественная, ни личная жизнь. — "Если не Господь созиждет дом, всуе трудится зиждующий" (Пс. 126,1)»*
Таковы были задачи и так к их осуществлению шел Свято-Серафимовский Фонд.
Мы отмечаем сорокалетний юбилей в годы, когда наше Отечество переживает самый ответственный, самый опасный, самый тяжелый из всех бывших в его истории кризисных периодов. Все, что было раньше, то угрожало жизни, территории, имуществу — в нынешнее же время опасность грозит, вернее не грозит, а уже находится не во вне, а внутри. Внутри не только государственной жизни, но, в той или иной мере, в жизни каждого русского человека. Никто этого сам в себе не видит, но убежден, что видит в других. Это порождает войну всех против всех — всенародное побоище.
Если 400 лет тому назад, в Смутное Время, люди говорили, что человек «измалодушествовался», то что следует сказать о русском человеке нашего времени?
Нам мало теперь только повторить словом и делом сказанное предками: «Заложим жен и детей, но спасем Отечество». Теперь надо заложить самих себя, чтобы возыметь силу противостоять злу: «Наша брань не против плоти и крови, но против... духов злобы...» (Ефес. 6,12).
Мы не хотим закончить сказанным о пройденном нами пути, но и начать его продолжение словами, пришедшими к нам из России, словами, вдохновляющими наше общее будущее:


...Как попутал нас этот бес,
Что кричал о свободе, воле?
Вот и пили мы чашу слез,
Чашу горечи, чашу крови,
Да и то ли еще впереди?
Только нету сил убиваться.
Как ни трудно, а надо жить.
Так давайте сплотимся, братцы.
Песню русскую запоем,
Или Богу помолимся миром.
Это ж чудо, что мы живем,
И не молимся их кумирам.
В здравой памяти и уме,
Мы по-прежнему русские люди.
Мы стоим на своей земле.
Наше слово — последним будет!


Галина Кондрашкова
«Земля»




1. Подробнее об этом см.: Прот. Александр Киселев, «Завершительный шаг. Из истории русского христианского крестьянского движения (1932-1939)». «Русское Возрождение» № 26,1984 г.
2. «Обращение к православным русским людям». «Р.В.», № 1, 1978, стр. 6-8.


 

Назад к списку

Поиск

Письмо автору
Карта сайта
 1
eXTReMe Tracker